Меню
16+

«Заволжье». Николаевская общественно-политическая газета. Основана в 1918 году

26.07.2021 09:41 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

История одного портрета

Автор: Андрей Чугунов

Есть только две формы жизни: гниение и горение. /Максим Горький/

Когда-то я работал электриком в совхозе «Мелиоратор». Работа моя заключалась в обслуживании чабанских точек в степи, где выращивались овцы тонкорунной волгоградской породы. Работы было много. Ремонтировал водяные насосы, которыми качали из скважин питьевую воду, отопление помещений (дровяных печек уже тогда ни у кого не было, все отапливались электрокотлами). Отвечал за освещение овчарен, за ремонт воздушных линий электропередач. Совхоз полностью оплачивал денежные затраты на электроэнергию. Работу свою я знал, она мне нравилась. Особенно нравилась возможностью частых встреч со степью, которая всегда по-своему хороша в любое время года. Нередко целый день пройдет в работе, особенно после частых в Заволжье казахстанских ветров. Но работа на природе не в тягость. И вот все сделано на совесть, и гостеприимные казахи-чабаны обязательно приглашают на чай. За щедро накрытым дастарханом (столом) неспешно течет беседа о сельской жизни.

Когда речь заходила о трудовой славе нашего хозяйства, аксакалы всегда вспоминали об этом человеке. Они восторженно отзывались о председателе колхоза «Путь Ильича» Сергее Алексеевиче Белове. Он всегда был для них примером во всех делах и многочисленных сельских заботах, многое знал, многое умел. И от этих разговоров в моей душе ещё больше крепло уважение к крестьянскому труду.

Эх, мои уважаемые земляки, кто бы тогда знал, что пройдет время, и все, что вы построили своим коллективным трудом, с чьей-то легкой руки уйдет на слом, пропадет, канет в небытие. А по центральному телевидению станут показывать новые фильмы о деревне, где крестьяне показаны тунеядцами и алкоголиками. А нас будут учить крестьянскому труду люди, которые никогда в селе не жили и ничего об этом не знают, не смыслят в этом, не понимают, а главное – не любят! Поучать может каждый, а вот попробуй ты сам прожить эту жизнь!

Чем обернулись громогласно обещанные перемены к лучшему? Наш совхоз объявят банкротом, а рабочим дадут новый статус «безработных». Так и я, состоя на учете в Николаевском центре занятости, получаю направление на трехмесячные работы в родном селе. Так электрик 5 разряда с 17-летним стажем теперь рабочий по благоустройству, собираю мусор по селу, занимаюсь обрезкой деревьев. Как учили нас в школе: в нашей стране все профессии почетны. Одним словом, слава труду!

В один из таких дней получил распоряжение от главы администрации на работу в сельском Доме культуры, где надо было отремонтировать стенды в архиве. В углу комнаты я увидел портрет, он был в пыли, с разбитой рамой. Протер портрет ветошью, и за многолетней пылью проступил лик человека среднего возраста, сидящего за рабочим столом. У заведующей спросил, кто изображен на портрете. Она ответила, точно не знает, но кто-то говорил о председателе колхоза «Путь Ильича» Белове.

Так вот он каков — Сергей Алексеевич Белов, о котором я так много слышал от аксакалов на чабанских точках, о нем же рассказывали мне мои пожилые односельчане. И стало обидно, что забыли о нем в родном селе. Ему надо памятник поставить, назвать в его честь улицу села. Но, видимо, за делами праведными и заботами личными забывается всё, а помнится лишь о себе.

Нет, не должно так быть! Добрая память о человеке не должна быть забыта, она всегда должна светить нам звездой в ночном небе, даря свой негасимый свет – свет памяти. Одна из таких звезд должна всегда быть с нашей Ильичевкой. Это звезда Сергея Алексеевича Белова. История нашего села неразрывно связана с этим человеком. Годы самоотверженного труда, победа в войне, победа над разрухой. Слава вам, труженики села! Слава Вам, наш дорогой председатель!

В своем очерке я постараюсь обобщить все то, что узнал о Белове из очерков, опубликованных в районной газете «Заволжье», из книги «Спасибо, жизнь!» Анны Михайловны Тарасовой, в девичестве Беловой, племянницы Сергея Алексеевича, и со слов моих уважаемых односельчан.

В сорока километрах от слободы Николаевской 4 октября 1912 года появился на свет Божий ребенок, которого родители нарекли Сергеем. Детство у него, как у многих сельских мальчишек, было босоногим и полуголодным. Отец погиб в Первой мировой, мама в 28 лет осталась вдовой с четырьмя детьми – мал мала меньше. Две сестрички и два братика. Все дети с ранних лет трудились, помогая дома по хозяйству. Труд спасал от голода, труд учил любить жизнь и людей.

Смена государственного строя и бесконечные реформы, проводимые руководством страны, всегда тяжело сказывались на жизни крестьян, которые во все времена оставались самыми незащищенными. Уклад сельской жизни строится годами, десятилетиями, и невозможно в один миг перейти в другое русло. И очень часто нововведения губят то, что создавалось многолетней тяжелой работой. Последствия этого, как правило, трагичны. Людям приходится резко менять свою жизнь, уезжать из родных мест, а те, кто остается, живет словно «у разбитого корыта».

По чьему-то злобному навету власти попытались раскулачить семью Беловых – увести единственную коровенку-кормилицу. Но уполномоченный грязной бумажке не доверился, зашел в опечек и увидел бедность – голь перекатную и дал отбой. Как ни тяжела была жизнь, но жить надо!

Когда в их селе создали колхоз, Сергей пять лет работал рядовым колхозником, потом стал трактористом, а затем учетчиком. Два года отслужил в армии в кавалерийской части города Балашова. В 1939 году вернулся домой и был выбран председателем колхоза «Путь Ильича».

Работа была трудной, но очень нужной его односельчанам. 27-летний председатель оказался толковым и хозяйственным руководителем. Понемногу стал приходить опыт в руководстве большим коллективом. Но все планы строительства мирной и созидательной жизни разрушила война. 29 июня 1941 года посреди единственной широкой улицы колхоза собралась большая толпа людей. Односельчане пришли проводить на войну своих отцов, братьев, сыновей. Был среди них и Сергей Алексеевич Белов. Воевал на Западном фронте, был заместителем командира роты, получил тяжелое ранение. В 1943 году из госпиталя вернулся в родное село с негнущейся правой рукой. Стал работать в школе военруком. В январе 1944 году вступил в партию и вскоре вновь был выбран председателем колхоза. Ильичевцы вспоминают, как уже к весне вместо верблюда, которого впряг в телегу его предшественник И. П. Котенко, запряг Сергей Алексеевич пару коней, чтобы не было стыдно. Перед посевной стал активно ездить по соседям в поисках лучшего зерна для посева. Убедил женщин побелить свои опечки, прибраться во дворах. Война продолжалась, а народ приободрился, видя в Белове толкового председателя и рачительного хозяина.

Работы в селе всегда много. А сколько её предстояло сделать после войны?! И все это на плечах стариков, женщин и детей, да тех немногих мужиков, что вернулись с войны инвалидами и редко кто уцелевшими.

В чем заключается талант руководителя? Здесь много составляющих, но, пожалуй, главной является неравнодушное отношение к людям. В тяжелейшие послевоенные годы председатель сумел создать необходимый запас продуктов для односельчан и тем спас их от голодной смерти. О добром, хорошем руководителе гремела слава среди николаевцев, и многие бежали от голода и нужды в Ильичевку и находили здесь долгожданный дом, спасение для своих детей.

О его работоспособности можно было слагать легенды. Когда отдыхал, сколько часов в сутки спал? И так не год, не два – 27 бессменных лет! Время шло, постепенно жизнь налаживалась. Колхозники работали на совесть, и словно по привычке совершали свои трудовые подвиги. Хозяйство крепчало год от года. И вот колхоз одним из первых не только в районе, но и в области становится миллионером. Ценил председатель своих односельчан. Понимал, что не всё так в жизни просто и ясно, как того хотелось бы. Бывало так, что и грехи проштрафившихся порой скрывал. Не доводил дело до суда, не ломал судьбы людей.

За годы его председательства хозяйством был сделан огромный рывок вперед. Провели электричество, построили среднюю школу, зернохранилище, при нем началась мелиорация колхозных земель. Заботился Сергей Алексеевич и о духовной жизни села. Был построен Дом культуры с библиотекой, с залом для просмотра кинофильмов, вечерами и по праздникам радовал односельчан своей игрой духовой оркестр. Даже сельскую картинную галерею открыли, пригласив из Камышина художника Николая Васильевича Ерофеева. Он писал портреты передовиков производства. Я помню, как к нам в школу приходил художник и рассказывал о своей жизни и творчестве. Все это говорит о том, насколько интересной и яркой личностью был Сергей Алексеевич. Как он стремился расширить горизонты привычной сельской жизни и сделать причастными к этому своих земляков. Широкая натура! Яркий, творчески мыслящий человек! Наш герой прожил долгую и счастливую семейную жизнь с супругой Надеждой Ивановной, их трое детей нашли свое место в жизни, трудолюбивыми, отзывчивыми людьми воспитали их родители.

Урожаи выращивали ильичевцы на своих землях отменные. Помощь в уборке нередко оказывали прикомандированные солдаты. Председатель следил, чтобы их хорошо кормили, и банька для них работала, и об отдыхе проявляли заботу, а перед отъездом прилюдно в клубе благодарил и от имени правления вручал подарки, чаще всего часы наручные, что по тем временам являлось роскошью. Такая забота не забывалась, приезжали солдаты на уборку повторно, просили своих командиров направить колонну именно в колхоз «Путь Ильича».

О том, что хозяйствовал Сергей Алексеевич действительно умело, говорят цифры. В 1969 году перед реорганизацией колхоза «Путь Ильича» в совхоз «Мелиоратор» в хозяйстве было 30 тысяч гектаров земли, в основном сельхозугодья. Только пашни – 17 тысяч гектаров. Крупного рогатого скота – почти 3,5 тыс. голов! Молока надаивали в среднем от коровы 1900 кг. Разводили в хозяйстве и свиней, и лошадей.

Думал ли Сергей Алексеевич и те, кто с ним рядом жил и работал, что пройдет время и ничего не останется от той колхозной жизни.

Из воспоминаний ильичевцев о С. А. Белове.

И. Д. Лепещенко, бывший управляющий отделением п. Ленинец: «В колхозе столько много было скота, что своих кормов не хватало. Сено, например, заготавливали в Казахстане. Ехали наши рабочие за 300 км, жили в землянках, косили, сушили, прессовали. Туда же отвозили скотину, откармливали, сдавали на мясо. Использовали земли запретной зоны – ездили и в дальнюю степь за 80 километров. Везде стояли гурты крупного рогатого скота и отары овец. Люди доверяли председателю. Ум у него был живой, практичный. И дел было много, а работалось дружно и легко. Не было ему подобных в районе, самобытный был руководитель».

Г. М. Орешкин, бывший рабочий колхоза: «Он знал, казалось, всё и про каждого: кто в чем нуждается, кто в чем силен или слаб, даже кто с кем дружит, знал, кого на какой участок работы поставить. И всё у него получалось спокойно, разумно. А ведь имел всего 4 класса образования. Народ откровенно за него радовался, когда в честь 25-летия работы председателем его премировали автомобилем «Волга», и решалось это все на общем собрании колхозников. Он ведь и сам так поступал. Проходит техосмотр в хозяйстве – Сергей Алексеевич обязательно тут, а в конце лучшего водителя или тракториста похвалит, потом премией отметит».

М. А. Андров, бывший скотник-ветеринар: «Мне приходилось ездить с ним по хозяйству, на овцеводческие точки. А было их больше двух десятков да четыре молочные фермы. Сергей Алексеевич во все вникал. Любил с пожилыми чабанами общаться, дружил с Сагатом Есингалиевым – местным аксакалом. Сергей Алексеевич мудрости у стариков набирался. Помню, подойдет к овцам, тулупом махнет – если разбегутся, значит сытые. К нему жмутся – голодные. Или выдернет клочок шерсти у овцы на спине, померит спичечным коробком и тут же скажет, выполнит ли чабан план по шерсти. В поле непременно поваров навестит, поест, и если порции малы, особенно мяса, замечание сделает, чтобы лучше людей кормили. Сам председатель со временем не считался и от других того же требовал, поэтому и колхоз был крепким. Настоящий хозяин был, за колхозное, как за свое беспокоился. Обман и злоупотребление старался не допустить, предупредить. Скажем, назначен день сдачи скота – обязательно появится. Он и на весовую не зайдет, но при нем не отважатся заготовители передержать скот или обвесить, обсчитать, ведь он в уме уже все прикинул, поговорив со своими специалистами, какой должен быть результат. Главное в Белове – человечность. Его уважали и боялись его осуждения. С ним все советовались, по любым делам, в том числе личным, даже когда лучше свадьбу сыграть, чтобы не в ущерб производству. А он комсомольские свадьбы передовикам устраивал и жилье, которое колхоз строил, давал. Хозяйство наше в районе было первым колхозом-миллионером, дохода было миллион рублей! Думаете, легко этого было добиться?».

Н. Е. Дроботенко, первый директор совхоза «Мелиоратор»: «Я знал Белова на посту руководителя хозяйства, тогдашнего колхоза «Путь Ильича», ныне совхоза «Мелиоратор». Не имея специального образования, он 27 лет бессменно руководил большим хозяйством и был великолепным практиком. За этот длинный отрезок времени он выработал в хозяйстве очень хорошие традиции. Главной из них было глубокое уважение к сельскому труженику. Его любили люди, и он отвечал тем же. В нем была своя «изюминка». Она заключалась в очень образной речи, в умении вставить острое словцо в разговор, тем самым привлечь к себе собеседника. Была у него присказка «собственно говоря»: «А ты чего, собственно говоря, приихав?» – спрашивал он непрошенного посетителя. Однажды на бюро райкома он всех рассмешил: «Собственно говоря, чуднэ балакають, а смеяться нэ дають».

В райкоме мало обращали внимания на природные и другие условия хозяйствования. Существовал его величество «план». Умри – но выполни! И он выполнял, но спуску райкомовским не давал, хотя это было чревато неприятностями. Белов и Бойко могли позволить себе смелость говорить правду в глаза всем, независимо от ранга и портфеля. С преобразованием колхоза в совхоз в 1969 году дали понять: нет нужного образования – надо уступать место молодым. «Принят в штат совхоза «Мелиоратор» в качестве начальника ЖКХ», – записано в трудовой книжке, а через полгода: «Уволен из совхоза «Мелиоратор» по собственному желанию».

Человек, прошедший войну, знающий цену нелегкого хлеборобского труда, он просто тосковал без дела, от которого его отлучили – заболел душой, а потом и слег.

В марте 1970 года он умер, до шестидесяти лет не дожил. Износился. Сгорел до срока».

Сергей Алексеевич Белов был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За освоение целинных земель», «За доблестный труд» и другими.

А что же портрет? Он по-прежнему пылится в архиве, хотя должен быть на самом видном месте в нашем селе: в школьном музее, в фойе сельского Дома культуры, в сельской администрации. Пусть земляки сами решат это и отдадут тем самым справедливую дань уважения замечательному человеку, солдату Великой Отечественной, великому труженику и созидателю Белову Сергею Алексеевичу.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

29