Печкиных заменят дроны
Календарь упорно движет первый постковидный год к экватору, а это значит, что на финишную черту выходит очередная подписная кампания, и данный факт никак нельзя обойти вниманием.
Как-то одному чиновнику в Волгограде, который нынче уже покинул свою должность, но остался во власти, мне довелось разъяснять тонкости производственного процесса в печатных СМИ, чтобы доказать ошибочность новой формулы распределения областной субсидии и острую необходимость перемен в нашей сфере. Выслушав меня, и вроде бы даже согласившись, он неожиданно резюмировал: «Я понял, ты – пессимист». Не таких выводов я ждал от своей логически выстроенной и предельно напичканной вескими аргументами речи, которую сочинял несколько дней, а потому в замешательстве даже позволил себе слегка устыдиться. Ну в самом деле, подвизаюсь в такой жизнеутверждающей профессии, аудиторию нашего издания оптимизмом регулярно заряжаю, а тут позволяю себе делать преступно мрачные прогнозы относительно перспектив своей отрасли в нынешних условиях. В общем, веду себя, как модно говорить нынче в дипломатических кругах, контрпродуктивно.
Качнувшись маятником, журналистская мысль тут же отскочила в область противоположную: «А с чего, собственно, мне строить из себя наивного юношу с пылающим взором и румянцем на щеках?». По возрасту пионерская зорька уже давно отыграла, да и опыт (сын ошибок трудных) заставляет с критическим прищуром взирать на любые инициативы, обещания, события. Это рентгеновское око позволяет видеть всю подноготную, которую обывательским взглядом не каждый разоблачит. А это, уж поверьте, не самые оптимистичные картины.
Та встреча традиционно закончилась ничем. Чиновник исполнил имбурде (имитация бурной деятельности): в моём присутствии отдал подчиненным несколько распоряжений «проанализировать», «подготовить предложения», «выработать новые требования» и прочее. Ни через месяц, ни через полгода подвижек не случилось. Затем, спустя какое-то время, он благополучно ушёл на более ответственный участок работы, а решение проблемы по сей день не сдвинулось ни на йоту. Так с чего мне вдруг срываться в аплодисменты и славить кормчих, если раны свежи и регулярно находится какое-нибудь, прости господи, кабинетное «бередило», что не даёт им затянуться?
Кстати, о ранах. Вот затеяли «Почту России» сделать более эффективной организацией. В апреле 2013 года её включили в перечень стратегических предприятий. Организация к тому времени, что называется, дошла до ручки: средний срок доставки посылок из зарубежных государств вырос до двух месяцев, многие отправления просто терялись в пути. Только в аэропорту «Шереметьево» той весной скопилось 500 тонн посылок. Нужно было выстраивать новую логистику, технически переоснащать службу, ремонтировать ветхие помещения отделений почтовой связи, напоминающие советское сельпо, поднимать зарплату работникам.
Все эти проблемы редакция «Заволжья» и наши подписчики ощущали на себе. В некоторых сёлах газету доставляли эпизодически. То сразу по два номера за неделю, то через один. Нам даже удалось выявить схему, по которой отдельные почтальоны деньги за подписку присваивали себе.
В том же месяце 2013 года назначили нового руководителя Д.Е. Страшнова, который должен был высокую идею реформы воплотить в жизнь. И он лихо взял с места, увеличив тарифы для газет в 2014 году на первый печатный лист сразу в 2,7 раза: было — 1,23 рубля, стало 3,29 рубля. Представьте, что населению повысили бы так в одночасье плату за услуги ЖКХ. Думаю, дело кончилось бы гражданской войной. Но армия работников СМИ невелика, а Союз журналистов – структура разрозненная, и на серьёзное сопротивление, как показывает история, не способная. Вот взять бы в тот момент и выпустить всеми изданиями страны номер с пустыми страницами в знак протеста. Такой флешмоб наверняка бы не остался незамеченным. Но момент был упущен. Смирились. Съели. Проглотили.
Нашей редакции пришлось максимально снизить свою долю в подписной цене, ещё раз пересмотреть и сократить все расходы. Однако повышение цены подписки всё равно оказалось слишком большим, и мы в течение года потеряли около 500 своих читателей. И всё бы ничего, но доставка издания при столь резком взлёте цены едва ли стала лучше, жалобы в редакцию поступали с завидным постоянством.
Справедливости ради отметим, что другие почтовые услуги стали современнее и качественней. В 2015 году появилось подписное онлайн-агентство, услуга адресной почтовой рассылки «Директ-мейл», запущены новые услуги «Посылка онлайн» и «Курьер онлайн», что означает бюджетную доставку в гарантированные сроки, новый трекинг-сервис для интернет-магазинов, что позволило оперативно отслеживать доставку. 25 марта 2016 года был создан «Почта банк», который взял на себя основную часть финансовых потоков предприятия, в том числе обслуживание пенсионеров. Как утверждал в марте 2017 года в интервью «Ведомостям» гендиректор, с 2015 года «Почта России» стала получать чистую прибыль. Однако нам, районным изданиям, от этого не легче.
Затем была громкая история с премией г-ну Страшнову в размере 95,4 млн. рублей за тот самый злополучный 2014 год, что составляет, как посчитали журналисты «Новых Известий», 5688 средних зарплат рядовых сотрудников Почты России. Мы тоже посчитали, сверились со старыми записями областных совещаний и получилось, что примерно столько Почта собирает денег за 3 года со всех районных газет Волгоградской области. А тут всего лишь премия, помимо которой есть ещё зарплата – более 5 млн. рублей в год. Генпрокуратура тогда обратилась в Следственный комитет с требованием возбудить уголовное дело. Те возбудили, только на руководителя одного из департаментов, что выплату утверждал. Деньги на счету руководителя арестовали, но когда шум утих, арест сняли, и указанной суммой он смог пользоваться. А 30 июня 2017 года Д.Е. Страшнов по истечении контракта свою должность тихо покинул.
Ему на смену через неделю пришел Н.Р. Подгузов, и реструктуризация продолжилась. В марте 2019 года «Почта России» создала сортировочные пункты в Великобритании и Финляндии для сокращения времени доставки посылок. А 1 октября того же года было создано акционерное общество «Почта России». Этот шаг должен был ещё больше подтолкнуть предприятие на коммерческие рельсы, по которым оно уже давно и стремительно катится. Почтовые отделения уже мало чем отличаются от супермаркетов, здесь можно купить практически всё – от продуктов питания до бытовой химии. Кроме того, в коробейников превратили рядовых почтальонов, которым доводится план продаж на месяц. Не подставляя местных работников, достаточно заглянуть в Интернет, где на эту тему масса публикаций. В нижегородской области почтальоны даже бунтовали и ходили с жалобой на приём в областное заксобрание.
Официальные источники позиционируют доставку товаров на дом как важную часть социальной миссии «Почты России». Такая услуга якобы полезна для маломобильных граждан и пенсионеров, которым здоровье не позволяет самостоятельно посещать магазины. В качестве аргумента при обороне от нападков критиков используется и пандемия, что заставила старшее поколение долго сидеть в карантине. Мол, и здесь услуга пришлась ко двору. Ну и что, что продукты дороже? Зато прямо к порогу.
Одним словом, вопрос очень дискуссионный. Вот только газеты от реформенной этой лихорадки снова страдают. С начала июня редакция «Заволжья» опять начала получать жалобы на позднюю доставку. Номера приходят с опозданием в неделю, а то и совсем не приходят. Кто-то вынужден сам забирать газету в почтовом отделении, хотя подписан читатель при этом на полную сумму. С просьбой навести порядок к нам обратился председатель уличного комитета ул. 13-й Гвардейской.
Как пояснило руководство местного отделения, из 5 ставок почтальонов в Николаевске занято лишь 3. Желающих воспользоваться вакансиями нет, поэтому разносить корреспонденцию стараются начальники отделений, но только после выполнения своих обязанностей, что и приводит к задержкам. Вероятно, заменять собой вьючных животных никто не хочет. Проблема понятна, и можно посочувствовать, но нам от этого не легче.
Не исключено, что трудности с доставкой и высокая доля почтовиков в цене подписки стали решающими факторами того, что наши коллеги из газеты «Компас» от услуг «Почты России» в этом году отказались.
Честно говоря, и мы поглядываем в эту сторону. Сами посудите, уважаемые читатели: из 546 рублей подписной цены на наше издание только 137 рублей достаётся редакции, которая собирает материал, готовит публикации, печатает газету в типографии. Согласитесь, это несоразмерно большие усилия и траты, чем просто доставка. При этом наша доля составляет всего 25%. Розница гораздо выгоднее, здесь нам достаётся до 70% суммы. Однако, чтобы больше торговать с прилавков, необходимо сократить периодичность издания до еженедельника. Этот вариант мы постоянно держим в голове, и не исключено, что в перспективе к нему вернёмся. А пока надеемся, что наши партнёры всё же обратят внимание на проблемы маленьких районных изданий.
Хотя, если честно, надежд на благоприятное течение событий мало. В феврале прошлого 2020 года у «Почты России» снова сменился гендиректор. Им стал бывший зампред правительства РФ М.А. Акимов. Максим Алексеевич объявил о новой стратегии развития акционерного общества. Готовя данный материал, прочитал его интервью электронному изданию РБК. Получил тяжёлый вывих мозга. Для носителя русского языка такие слова, как «апгрейд», «бустить», «маркетплейсы», «франчайзинг», «редевелопмент» — извращенная пытка. Он что-то говорил ещё об электронных полках и маржинальности продукта, собирался избавить компанию от «ригидности». Но я так и не понял, станут ли газеты доставлять вовремя? Зато мне запомнились такие его слова: «Я верю.., что когда-нибудь легкий дрон заменит почтальона». Видимо, не за горами тот день, когда квитанции ЖКХ и газеты будет вам доставлять четырёхлопастной агрегат вместо почтальона Печкина. А пока функции живых почтальонов планируют расширять. По словам Акимова, они будут помогать в первую очередь пожилым людям осуществлять доступ к госуслугам, к передаче медицинских данных, даже измерять какие-то базовые параметры состояния здоровья человека, доставлять средства реабилитации и др. Такой «мобильный соцработник». Но мобильный — в классическом смысле, «на ногах», отметил руководитель.
Станет ли при таких перспективах хоть кто-то работать на почте – покажет время. Нам же остаётся ещё раз призвать вас, уважаемые читатели, дружбу с нашей газетой не прерывать. До 17 июня на почте действуют скидки на подписку, этим надо успеть воспользоваться. Доставку наши партнёры обещают наладить.
Ну а в редакции мы ждём вас в любой рабочий день, и готовы подписывать без ограничений. Если сами будете забирать газету, то полугодовой комплект обойдётся вам всего в 234 рубля. И пусть ощущение такое, словно пытаешься продать томик стихов Пушкина в голодный год, но ведь не хлебом единым жив человек. Порой доброе слово и качественная информация куда полезнее для здоровья, и не только морального.
Мы ценим вас всех и дорожим каждым!
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.