Меню
16+

«Заволжье». Николаевская общественно-политическая газета. Основана в 1918 году

06.12.2021 10:15 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 94 от 04.12.2021 г.

Осеннее обострение

Автор: Подготовил Владимир ПОЛТАВСКИЙ.

Термин «осеннее обострение» в моём понимании отныне принадлежит не только людям с психическими расстройствами – шизофреникам, невротикам и биполярникам, но и четко закрепилось за такой категорией криминалитета, как мошенники.

Не считая кассиров в продуктовых магазинах, на мои скромные сбережения не так уж часто в последние годы посягали. Случались, конечно, нехорошие звонки, но мошенники работали столь топорно и грубо, что определить лохотронщика можно было по первым фразам, и я просто отключал трубку. Несколько последних лет меня не трогали вообще, хотя статистика твердила о кратном росте подобного рода преступлений по стране и в мире в целом. Но осенью пришёл и мой черед.

С приходом холодов эти телефонные хомячки, видимо, начинают делать запасы на зиму, чтобы пережить глухой период после новогодних праздников, когда россияне беднеют до уровня церковной мыши и делиться финансами с лихими людьми не способны в принципе, какими бы хитрыми словесными комбинациями их не атаковали.

- Здравствуйте, Владимир Васильевич, это кредитный отдел Сбербанка беспокоит, меня зовут Максим, — вежливо сказал охрипшим, явно прокуренным и прочифиренным голосом незнакомец.

Стало даже обидно, что мои умственные способности преступники столь низко ценят. Представить обладателя таких грубых нот офисным работником в белой рубашке с улыбкой во все глаза и зубы было крайне трудно. Впрочем, не исключено, что это лишь стереотип, зарождённый в моём сознании центральными СМИ, которые неоднократно рассказывали, что обзвоном потенциальных жертв часто занимаются люди, находящиеся в местах заключения.

- У нас на рассмотрении ваша онлайн-заявка на кредит в полтора миллиона рублей, — скрипуче продолжили на другом конце телефонной линии.

Другое дело, шепнуло мне оттаявшее сердце. Уважают, стервецы, раз считают, что я способен потянуть кредитное ярмо с шестью знаками после единицы. Облизывайте дальше, мои душевные чакры открыты для похвалы и лести. Как там у классика в басне, «от радости в зобу дыханье спёрло».

- Вы подтверждаете заявку? – спросила плутовка-лиса, ой, извините, плут-зэк.

- Нет, — из облака мнимого финансового благополучия ответил я.

- Тогда вам нужно отозвать заявку и…

Узнать дальнейшую схему развода мне не пришлось. В телефонной трубке раздались какие-то звуки, словно на связь со мной пыталась выйти заблудившаяся экспедиция астронавтов с Марса. Какофония инопланетных звуков залила канал связи, и я отключился.

Вселившийся в моё тело дух Билла Гейтса ещё немного посопротивлялся злой реальности, но вынужден был вернуться к заокеанскому хозяину, и уже через пару минут провинциальный журналист средних способностей с типичной для предка заволжских крестьян фамилией с корытом в руках и граблями наперевес побрёл дальше чистить огород.

Примерно через полтора часа снова звонок уже с другого номера:

- Владимир Васильевич, это снова Сбербанк беспокоит, Максим из кредитного отдела. Я уже звонил вам. Вы подтверждаете свою онлайн-заявку на кредит?

Слишком надолго, поганцы, оставили вы меня наедине со своими мыслями. Представляя немощных старушек, которых вы лишили последних накоплений, я успел озлобиться и, забыв про достоинство, готов был непристойно грубить.

- Почему вы молчите? Вы подтверждаете заявку на кредит? – снова спросили в трубке.

- Да вот думаю, куда и как тебя послать, сразу или постепенно.

- Почему вы так говорите?

- Потому, что ты мошенник ё…

Как вы догадались, мне хотелось сказать «ёлки-палки, как вам не совестно», но в трубке снова послышались инопланетные звуки, и разрядиться словесным негодованием мне не пришлось. Даже показалось, что это банк заботится о своих клиентах, и по договорённости с сотовым оператором контролирует входящие звонки, которые при ключевых словах, выдающих мошенников, обрывает.

Самое забавное, что в этот день часом позже случился и третий звонок, тоже от Максима из кредитного отдела Сбербанка. На этот раз, по всем признакам, сотрудник был настоящий. По голосу явно молодой человек с интонациями, словно звонил он мне не из душного офиса, а из цветущих садов Эдема, просто попросил минутку внимания и рассказал о выгодном предложении финансовой структуры. Ничего не навязывал, не пугал потерей денег, не спрашивал, сколько их у меня вообще. На мой отказ в итоге вежливо распрощался и пожелал всего доброго. А я про себя снова подумал: это совпадение или мошенники знали, что в этот день мне должен звонить из банка конкретный его сотрудник?

Примерно через неделю мошенники предприняли новую попытку «развести» меня на деньги. Теперь окучивать сознание жертвы доверили девушке.

- Владимир Васильевич? – раздался по-военному строгий голос в моей трубке.

- Да.

- Добрый день, вас беспокоит капитан полиции Кутузовского отдела г.Москвы (фамилию, которую произнесла мнимый страж порядка, не помню, но пусть будет Пупкова). Мы зафиксировали в одном из отделений банков подозрительную попытку оформить на ваше имя кредит по генеральной доверенности, заверенной нотариусом. Вы давали такую доверенность на имя Виктора Кравцова? – не теряя менторских нот в голосе, поинтересовалась дама. Забавно, что в нашей редакции есть сотрудник с такой фамилией, но другим именем. Почему преступники из тысяч и миллионов фамилий выбрали именно эту?

- Нет, доверенность не оформлял.

- Может быть, что-то подписывали на работе, не читая, по просьбе начальника?

- Я и есть начальник на своей работе.

- Тогда, возможно, когда приезжали в Москву где-то оставляли личные данные? Вы недавно были в столице?

- Относительно недавно был, — максимально серьёзно ответил я, подключая к разговору нереализованные артистические способности, — в 1988 году, школьником, когда брат поступал в институт.

Пупкова была явно разочарована маломобильностью клиента, у которого в биографии не получалось нащупать правдоподобную и вескую зацепку, чтобы напугать его чудовищной ошибкой, грозящей потерей денег. Это главный психологический крючок преступников – страх жертвы за свои сбережения. Настал момент пустить его в ход, не ища окольных путей.

- Задержать мошенника нам не удалось, сейчас он может в любом банке оформить кредит на ваше имя, доверенность у него на руках настоящая. Мы тогда сейчас подаём заявку в Центробанк? Знаете такую государственную организацию?

- Да.

- В случае потери денежных средств Центробанк гарантирует их возврат владельцу. Какой суммой вы рискуете? – начала нежно прощупывать мои финансовые возможности мошенница.

Этот бесплодный диалог начал меня утомлять. Я снова ковырялся в огороде, и, чтобы не держать телефон руками в грязных перчатках, зажал его между ухом и плечом, которое начинало ныть от напряжения. В общем, пожелал я госпоже Пупковой так же нежно всего доброго, и разговор оборвал. Больше на связь со мной никто не выходил.

С моей стороны, конечно, было ошибкой затягивать беседу. Специалисты рекомендуют прекращать разговор при первых подозрениях на мошенничество. Надо помнить, что преступникам помогают профессиональные психологи, и как, запудрив мозги, выведать нужную информацию они хорошо знают. Злоумышленники могут долго расспрашивать, не присылал ли ты данные карты сомнительным пользователям, не размещал ли их в интернете, предоставлял ли посторонним доступ к своему компьютеру и т.д. А дальше вам обязательно предложат спасти ваши деньги. Например, порекомендуют следовать инструкции на случай взлома онлайн-банка, которая прилагается к договору об оказании услуг, посоветуют открыть договор немедленно. Найти его жертва, как правило, не может, поэтому преступник предложит выслать инструкцию на электронный ящик, и уже спустя несколько минут фейковый документ придёт на вашу электронную почту. Ее смысл будет сведен к тому, что при попытке взлома счета необходимо произвести «перестраховку денежных средств». Иными словами, вывести деньги на незнакомый счет. Как только вы это сделаете, денег уже не увидите никогда.

Чтобы не попасться на удочку аферистов, необходимо буквально наизусть выучить ряд тезисов.

Чего никогда не делает банк:

- не запрашивает у своих клиентов номер карты, сроки действия карты;

- не запрашивает персональных данных;

- не требует перевода денег в другой банк или на другой счет;

- не предлагает «перестраховки денег».

Что мошенники стремятся заполучить:

- секретные коды из сообщений;

- сроки действия банковской карты;

- CCV-код банковской карты;

- утвердительные высказывания (слова «да» и «я согласен»).

Признаки «развода»:

- просьба ввести или продиктовать код;

- назвать персональные данные;

- предложение перейти на сайт;

- перевести сбережения на другой счет.

Важно помнить, что из банка звонки о «подозрительном переводе» не делаются никогда. Если вам поступил такой вызов, убедиться в том, что это обман, можно просто зайдя в онлайн-кабинет банка. В истории переводов вы увидите, что никаких операций не совершается. Более того, постановление правительства РФ от 19.03.2014 г. № 209 (ред. от 11.09.2018)… «не предусматривает предоставление информации по телефонному звонку». Это правило установлено именно для того, чтобы уберечь граждан от «выуживания информации» злоумышленниками. Настоящий банк все вопросы с клиентами старается решать в офисе при встрече. По телефону банк может только рекламировать свои услуги, не более того.

И ещё несколько правил безопасности:

• Никому не сообщайте код с обратной стороны карты, коды из SMS, данные для входа в интернет-банк;

• Для перевода денег используйте только официальные сервисы банков, платежных систем и торговых площадок;

• Не перезванивайте по незнакомым номерам, даже если вам поступил звонок, который был сразу же сброшен;

• Звоните в банки и государственные структуры только по их официальным номерам;

• Не переходите по подозрительным ссылкам, которые отправляют звонящие;

• Если вам позвонили якобы из банка и сообщили о блокировке или других проблемах с картой — сбросьте звонок и перезвоните в банк сами;

• Если вам предлагают получить какую-либо выплату — не соглашайтесь на нее сразу, а поищите информацию о ней в других источниках;

• Если вы потеряли карту или сообщили подозрительному человеку ее номер — сразу же заблокируйте ее и запросите перевыпуск.

* * *

Что хочется отметить в заключение. Газета «Заволжье» регулярно публикует информацию о том, какие уловки используют мошенники в своих криминальных схемах. По роду деятельности мне приходится их по нескольку раз вычитывать. Именно эти знания помогают практически с первых слов узнавать преступника. Поэтому чтение нашей газеты не только позволяет быть в курсе основных событий в районе и регионе, но и несёт практическую пользу и выгоду. Вспомните наш недавний материал на первой полосе ко Дню полиции и озвученные цифры. Только в текущем году 42 николаевца (сейчас уже, наверняка, больше) лишились своих накоплений. Суммы аховые – 350, 400, 600, 700 тысяч рублей и даже 1,5 млн.

Но даже если это всего лишь 5 или 10 тысяч рублей, разве они у вас лишние? Куда дешевле выписать газету «Заволжье», которая обязательно будет вам рассказывать о жизни малой родины, напоминать об осторожности не только в финансовой сфере, но и на воде, на дорогах, помогать во всём. Тем более что с 6 по 16 декабря в нашей стране проходит декада подписки, и оформить абонемент с доставкой через Почту России можно с хорошей скидкой!

Как и вы, наши дорогие читатели, мы надеемся, что в следующем году почтовики, наконец, решат свои кадровые проблемы, и в той части райцентра, где сегодня доставка газет хромает, всё наладится. Мы готовим претензию по неисполнению своих договорных обязательств в региональный и главный московский офисы Почты России. Если и такая мера не поможет, будем с этой структурой прощаться, как уже сделала это газета «Компас», и уходить в розничную сеть.

А пока желаем вам, уважаемые николаевцы, новогоднего настроения! Оставайтесь с нами!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

11