Меню
16+

«Заволжье». Николаевская общественно-политическая газета. Основана в 1918 году

25.12.2022 20:44 Воскресенье
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Мельница Пфляумера – памятник архитектуры слободы Николаевской

Автор: Александр ПШЕНИЧНЫЙ.

*Николаевск – жемчужина Заволжья

Старая Николаевка… Так привычно называют николаевцы небольшой участок земли в девяти километрах от районного центра, что вверх по течению реки Волги, за сосновым бором. Добраться сюда можно напрямую, по старой проселочной дороге через сосновый бор, или в объезд, по асфальту. Старинная мельница приметно возвышается над безмолвными просторами. Она, словно маяк, обозначает место навеки утраченной прародины.

Мельница, паромная переправа, старое кладбище с памятником защитникам Отечества на высоком холме, рукотворный родник – это все, что осталось от некогда знаменитой слободы Николаевской, простоявшей более двух столетий на левом берегу великой реки, что напротив города Камышина.

Богатая история слободы хорошо изучена историками и местными краеведами. В николаевском музее далекому прошлому малой родины посвящена интересная и содержательная экспозиция. Но в истории всегда есть место новым открытиям, внимательному прочтению неизвестных страниц. Сегодня мы расскажем о старинной мельнице Пфляумера — памятнике архитектуры начала ХХ века, проведём исторический репортаж о прошлом, поговорим о будущем уникального строения.

Начнем его с исторических фактов и цитат, дающих представление о главных действующих лицах событий прошлого.

Заботясь о пополнении разоренной царской казны, императрица Елизавета Петровна решила добывать соль на озере Эльтон. В 1744 году это предложение было сделано частным лицам. Откликнулся симбирский купец Артемий Петрович Духов, который построил в 1729 году в Верхней Ахтубе шелковый завод, он же начал строить первые амбары для хранения соли в 1745 году как раз напротив Камышина. Артемий Духов сразу столкнулся с проблемой острой нехватки рабочих рук — поблизости не было никаких селений. Еще одна сложность заключалась в том, что соль на далеком озере нужно было наломать, нагрузить и вывезти через опасную степь, полную кочевого народу, мало соблюдающего законы. Камышинский гарнизон был не таким большим, как Царицынский, и выделить много солдат для охраны обозов, а тем более для дополнительных работ, не мог. Путь же от озера до слободы немалый, 127 верст, на волах 6 дней пути! Намучившись с этими бедами, купец дал задний ход, о чем и написал в челобитной государыне, с величайшей просьбой взять это дело в надежные руки государства

Сенатский Указ дочери Петра Первого от 16 февраля 1747 года о начале добычи соли на озере Эльтон и её извоза на левый берег Волги преобразил жизнь маленького хутора Дмитриевска. Организацией всей этой многотрудной работы занялся вятский воевода подполковник Николай Федорович Чемодуров. Уже летом того же года прибыли подводы с переселенцами из Харьковщины и Полтавщины, имевшие опыт добычи соли из Крымских копий. Около пяти тысяч человек стали преобразователями пустынного безбрежного степного края. Близкий к императрице граф Разумовский, сам родом из Украины, убедил Елизавету Петровну не закрепощать своих земляков, а позволить им начать новую жизнь на новом месте, заселить и освоить край, где есть столь необходимая государству соль, дать переселенцам льготы и привилегии за важную для страны работу.

Ещё один указ от 22 июля 1763 года новой царицы Екатерины Великой, немки по происхождению, сыграл для слободы значимую роль. Указом «призывались из Европы все желающие, кроме евреев, свободно поселяться в наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших местах Империи, до сего праздно остающихся». Указ открыл возможность для переселения в Россию большой немецкой диаспоры. Колонисты, которым оказывалась большая денежная помощь, стали приезжать из Германии в Поволжье. Коренные жители доброжелательно отнеслись к новым поселенцам. Ценя любую возможность заработать, они нанимались к ним пахать землю и строить дома.

Несомненный интерес представляет запись известного российского ученого немца Петра Симона Палласа, который побывал проездом в слободе Никольской 8 августа 1773 года: «Сия слобода лежит вкось к Камышинке несколько выше, на песчаной пологости одного рукава, составленного Волгою. Её населяют по большей части малороссияне, кои тут ради соляного привозу поселились. Сие местечко имеет более трехсот домов, одну деревянную церковь и множество мелочных лавок… Для привоза соли из Елтонского озера учреждена здесь экспедиция… на ближайшей двумя островами Воложке Солянке, отделенной от слободы на три версты простирающимися песками, построены большие соляные магазины и анбары, из коих нагружают суда, отправляемые вверх по Волге… Около слободы на песчаных возвышенностях простроены многие ветряные мельницы по малороссийскому образцу, а на рукаве реки Волги, по которому вода весьма стремительное течение имеет, содержатся некоторые мельницы на судах».

Из записи, сделанной через 26 лет после издания указа Елизаветы Петровны, мы узнаем, что слобожане не только перевозили соль, но и активно занимались земледелием. Николаевские чумаки начали пахать веками нетронутую степь. Выращивание хлеба и разведение скота становятся ещё одной основой их благополучия.

И ещё одна цитата. В третьем томе издания «Новый и полный географический словарь Российского государства или Лекскон» за 1788 год скромно сообщается (редчайшее для того времени упоминание о нашей слободе): «Никольская, слобода Саратовского наместничества, в коей есть знатные магазейны».

До 1850 года слобода территориально являлась частью Саратовской губернии, с Саратовом она имела самые тесные связи, там находилась низовая соляная контора. Саратовская губерния в 19 веке становится житницей России, достигая небывалых высот в развитии мукомольного производства. Николаевцы, несомненно, знают об этом. Они активно перенимают все самое лучшее, стремятся и у себя внедрять все это.

Хочется познакомить читателей и с описанием слободы, которое сделал в 1839 году саратовский краевед Андрей Филиппович Леопольдов: «В Царевском уезде замечательна Николаевская слобода; она находится на левом берегу Волги, против города Камышина. Жителей в ней 8, 429 душ; все Малороссияне, кои суть переселенцы из Малороссии, пришедшие сюда в конце 18 века, по вызову Правительства, для вывоза Елтонской соли; почему и назывались прежде солевозчиками. Сия обязанность увольняла их от всех Государственных податей и рекрутства. Слобода их … изобильна водой, и для скотоводства дано им по 30 десятин на каждую ревизскую душу по 5-й ревизии. В последствие времени, они из вощиков перечислены в общий состав Государственных крестьян, в каковом звании остаются доселе, с предоставленными им угодьями. Дома их чисты. Жители кроткого нрава, честны и очень привержены к правоверию, так, что у них нет ни одного раскольника. Слобода весьма хорошо устроена; церквей в ней четыре; устроены запасные магазины и казенный дистанционный подвал. Жители сей слободы… которых промыслы состоят в земледелии, скотоводстве, сиянии арбузов, торговле хлебом, и, временем, возке с Елтона соли в тамошние магазины … по вольному найму от казны».

О благосостоянии жителей Николаевской слободы красноречиво говорит запись, которая появилась в 1862 г. в современном для того времени «Путеводителе по Волге»: «Слобода Николаевская на левом берегу на озере Резницком, в Царевском уезде. В ней 1460 домов, 4 церкви, в году 3 ярмарки, а базары еженедельные и 14000 (!) жителей. Они занимаются перевозкой соли с озера Ельтон, которое находится в Царевском уезде Астраханской губернии в 129 верстах от Николаевской пристани и 265 верстах от Саратова… В Камышине проживает 9000 (!)жителей…».

Соляной промысел просуществовал более ста лет. В 1863 году «Великий чумацкий шлях», как называли дорогу от Эльтона до слободы Николаевской, закрылся. К этому времени был открыт новый, более дешевый соляной промысел – Баскунчакский.

Земледелие развивалось в Николаевском Заволжье, несмотря на сложные климатические условия, гораздо успешнее, чем в центральных губерниях России. Во второй половине 19 века российское правительство поощряло мелкие промыслы с участием крестьян. В слободе получили развитие многие ремесла, в том числе салотопенное производство. Наибольшим спросом пользовалось теслярство. На берегу Волги делали сруб, т. е. каркас дома, а затем перевозили его на место и доводили до конца. Это были удивительно красивые строения с резным кружевом из дерева. И узоры непростые: солярные знаки, характерные для времен Трипольской культуры.

По данным Астраханского архива, к 1869 году в слободе Николаевской насчитывалось более 70 различных промыслов. В 1879 году здесь уже были «4 церкви и каменная часовня, два училища — мужское и женское, становая квартира, квартиры мирового посредника и судебного следователя 2 участка, волостное Правление и сельское Управление для сельских сходов, 93 торговые лавки, 12 оптовых винных складов и 4 водочных завода, двое ренсковых погребов, 4 кирпичных завода, 2 кожевенных, 15 маслобойных, 2 сало топленных, 25 кузниц, 91 ветряная мельница, а также два пожарных обоза и сельская тюрьма для арестованных лиц полицею и судебным следователем. 1750 дворов, 8545 мужчин, 9279 женщин, 130044 десятин земли, 41619 голов скота».

Особо выделим 91 мельницу. Хлебопашество и производство муки становится важнейшим занятием николаевцев – основой их благополучия наряду со скотоводством, ремеслами и торговлей.

И еще один небезынтересный исторический факт, свидетельствующий о предпринимательском таланте слобожан. В 19 веке предприимчивый Шелекето купил в слободе 7 дворов, уговорил земледельцев сеять диковинную горчицу, выписал инженеров и построил горчичный завод, который выпускал Сарептское горчичное масло под фабричной маркой «Слон» Волжского горчичного товарищества. После революции завод носил название «Профинтерн», был ликвидирован в 1953 году.

Сегодня при остром дефиците точных исторических сведений, ценность представляет каждая деталь, пусть даже и требующая дальнейшего уточнения. Вот что пишет на сайте «Одноклассники» Анна Степанова: «С сокращением соледобычи на Эльтоне Николаевка начала торговать хлебом, скотом. Горчицу перерабатывали два заводика, а в дальнейшем крупнейший в Заволжье завод «Слон». Крупный помещик Зеленкин построил кумысолечебницу, немцы Пфляумер и Райсих – паровые мельницы. После их строительства в слободе Николаевской началось массовое закрытие ветряных мельниц. А их тут было 68».

К великому сожалению, из всего этого огромного наследия уцелела только мельница Пфляумера, которая была построена в 1904 году (по другим источникам – в 1905-м) скоро ей исполнится 120 лет!

Так выглядели мельница Пфляумера (на заднем плане) и её контора в лучшие годы.

О самом Пфляумере известно очень мало. Со страниц интернета удалось узнать следующее. Саратовского предпринимателя Фридриха Пфляумера считали выходцем из Нижней Добринки. На форуме немцев Поволжья в одном из воспоминаний читаем такую фразу: «Сметливый заводчик – немец Пфляумер, построивший мельницу… К слову, один из потомков Пфляумера – Владимир Рудольфович, 1923 года рождения, числится в Николаевской книге Памяти погибшим за Родину в октябре 1942 года».

Высказывается также мнение, что Фридрих-старший мельницу не строил, а он вместе со своими сыновьями были её управляющими. Важные сведения сохранили подлинные партдокументы коммунистов колхоза «Красная Звезда», одного из четырех в Николаевском районе. В актах за 1935 год говорится о сыне и отце Пфляумер: «Пфляумер Фридрих Фридрихович. Партбилет № 1672285. В партию принят 1 сентября 1930 года. Год рождения 1905. Партбилет выдан дивизионной комиссией 22-й стрелковой дивизии 11 сентября 1930 года. Социальное положение записано (в учетной карточке) – хлебопашество. По имеющимся сведениям отец Пфляумер был управляющим и пайщиком механической мукомольной мельницы б/ Пфляумера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Специальным расследованием установлено, что отец Пфляумер работал на этой мельнице в качестве конторщика-бухгалтера и управляющим и тем более пайщиком не был. С начала 1920 года сам тов. Пфляумер действительно занимался хлебопашеством в своем хозяйстве».

В интернете в открытом доступе есть информация о том, что семья была выслана в с. Знаменка Аягузского района Казахской ССР.

Активистам форума удалось найти правнука Фридриха Пфляумера Анатолия, который в свою очередь ответил им следующее: «Фридрих Пфляумер является моим прадедом. Информации по мельнице у нас очень мало, поскольку в живых из внуков уже никого не осталось, кто бы мог что-то рассказать. Фридрих (Федор) Пфляумер-младший – это мой дед. У него было 3 сына: Анатолий 1930 г. р., Альберт 1933 г. р. и мой отец Вольдемар (Владимир) 1935 г. р. Сам Фридрих младший умер в 1965 году и похоронен в с. Таскескен Аягузского района Семипалатинской области. Про его родных братьях и сестрах я, к сожалению, ничего не знаю. Может быть, кто-то владеет информацией про моих родственников, про историю мельницы. Был бы очень благодарен». (Эта запись датирована на форуме 16 январем 2013 года). Анатолий также написал, что в его семейном архиве есть фотографии прадеда и деда, но этих фотографий, к сожалению, в открытом доступе нет.

Что сегодня можно сказать о самой мельнице?

Как и большинство памятников архитектуры, она находится в забвении. А ведь мельница и впрямь уникальна! Она является подлинным памятником архитектуры деревянного промышленного зодчества. Четырехэтажное чудо инженерной мысли начала 20 века сделано из прочнейших плах лиственницы, которые были сплавлены из Перми по Волге в слободу Николаевскую. Здесь даже подшипники деревянные! Механическое оборудование, по тем временам самое современное, привезено из Германии.

Мельница пережила революцию, гражданскую и Великую Отечественную войны и даже смутные 90-е годы. После Гражданской войны ей было присвоено имя Всесоюзного старосты Михаила Калинина. В войну здесь производилось до 90-100 тонн хлебной продукции. Спасительные буханки волами везли в Палласовку на железнодорожную станцию, а оттуда отправляли в сражающийся Сталинград. До 1962 года здесь ещё крутились жернова, работала паровая машина. Впоследствии мельницу перевели на электричество, а жернова заменили станками.

«Март, 1947 год. Труженики тыла. В годы войны эти люди помогали Николаевским госпиталям и отправляли хлеб на передовую. Вечерами женщины вязали шарфы, варежки, шапки. На Мельзаводе была своя хлебопекарня, там пекли вкусный хлеб».

В начале 90-х настали для мельницы трудные времена. Производство сюда вернулось в 1994 году, когда несколько фермеров, объединившись в кооператив «Морозовка», вдохнули в неё жизнь. Была проведена серьезная модернизация, внедрены новые технологии, вложены серьезные средства. Из муки высокого качества получались отменные хлебобулочные изделия. «Морозовский» хлеб и булочки с удовольствием покупали николаевцы и гости города. К сожалению, в 2009 году было принято решение о банкротстве кооператива из-за сильнейших засух, которые случились в Заволжье два года подряд. С тех пор мельница бездействует, но она продолжает хранить свое славное прошлое, которое должно быть доступно всем, кто интересуется историей малой родины и страны.

Необходимо взять это уникальное сооружение под защиту, сделать филиалом местного краеведческого музея. Но если это не получается в силу тех или иных причин, хорошо было бы договориться с нынешними собственниками мельницы о возможности её осмотра, пусть даже и за плату. Люди готовы платить деньги, чтобы увидеть её внутреннее убранство. Ведь перед нами – зримая вековая история.

При правильной организации дела мельница способна стать туристической меккой. Внутри нее – сложный механизм, отшлифованный умами нескольких поколений. Производство сохранило в себе приметы разных времен. Неслучайно мельница четырехэтажная! По деревянным нориям, специальным лентам для подачи зерна, пшеница поступала под её купол, пройдя сложную систему обработки, перемалывалась в крупу, снова мололась и проходила 12 гигантских сит, прежде чем стать основой замечательного хлеба. Здесь многое пережило вековой юбилей. Была тут даже богатая библиотека, погибшая без должного ухода. В свое время здесь было училище для хлебопеков, которому она принадлежала.

Хлеб – всему голова! Эту пословицу надо сделать девизом старой мельницы, которая, как святое намоленное место, вызывает у николаевцев неизменный интерес. Уже сегодня они стихийно приезжают сюда.

Недавнее благоустройство рукотворного родника, что рядом с кладбищем, его освящение служат для поездок на старую Николаевку ещё одним серьезным стимулом. Об этом сообщают популярные соцсети в Интернете.

Экскурсии серебряных волонтеров из Николаевского центра социального обслуживания и учеников Николаевского ПТУ-44 – стали первыми ласточками. О целенаправленных поездках в Николаевск с целью посещения мельницы рассказал газете Константин Белянский, который рядом с мельницей организовал Конное подворье: летом приезжала большая экскурсия из Камышина, осенью – из Новгорода.

Интерес к истории Николаевска, несомненно, существует, растет и ширится. Если всерьез заняться этим туристическим направлением, можно добиться большого успеха. Тем более, что в нашем городе много уже сделано и продолжает делаться в плане его благоустройства.

Есть у Николаевска свое неповторимое лицо, своя уникальная история. Осталось сделать все это богатство достоянием широкой общественности.

«Закат над Волгой, ради которого стоит приехать в Николаевск».

* * *

На территории Волгоградской области расположены более двух тысяч памятников истории и культуры, 62 музея, 12 театров, десятки уникальных природных объектов, которые привлекают туристов со всей страны. Раскрыть потенциал туристической отрасли региона как одного из направлений экономического роста – приоритетная задача, поставленная губернатором Андреем Бочаровым перед профильными ведомствами.

С 2014 года в регионе ведется масштабное обновление инфраструктуры: модернизированы международный аэропорт и вокзальный комплекс, построены новые автодороги, гостиницы, объекты торговли, общественного питания, спортивные сооружения, продолжается реконструкция коммуникаций, парков и общественных пространств.

В Волгоградской области успешно реализуется государственная программа развития туризма на 2019-2025 годы. В регионе действует свыше 250 туристических фирм и 450 объектов размещения (гостиниц, санаториев, турбаз и др.).

Лидером туристской тематики традиционно является военно-историческая и патриотическая направленность. Сталинградская битва сделала нашу землю всемирно известным памятником, и экскурсионное мемориальное направление обеспечивает постоянный туристский поток.

Кроме того, регион славится также уникальной природой. Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» имеет международный статус биосферного резервата ЮНЕСКО.

В Волгоградской области сложилась практика проведения брендовых мероприятий, направленных на пропаганду, сохранение и возрождение народного творчества. Так, с 1989 года проходит всероссийский фестиваль национальных культур «От Волги до Дона» — более 50 самодеятельных коллективов и более 200 мастеров декоративно-прикладного творчества из многочисленных регионов России и Волгоградской области представляют свою самобытную культуру, традиции, обычаи, песенное и танцевальное искусство.

Также в регионе проводятся крупные фестивали: «Эльтон – золотое озеро» в Палласовском районе, «Сабантуй» в Светлоярском районе, «Троица» в Котельниковском районе, «Золотой щит – казачий Спас» в Кумылженском районе.

В настоящее время в субъекте активно развиваются внутренние турмаршруты. В частности, для юных путешественников в регионе действуют более 70 однодневных и многодневных, образовательных и патриотических маршрутов.

Регион обладает уникальными возможностями для дальнейшего роста туристической отрасли.

Материал подготовлен в рамках гранта Волгоградской области СМИ по теме «Изучение истории родного края, развитие внутреннего туризма в Волгоградской области». Проект «Жемчужина Заволжья».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

624