Меню
16+

«Заволжье». Николаевская общественно-политическая газета. Основана в 1918 году

24.12.2022 20:16 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Николаевск православный

Автор: Екатерина Игнатенко.

*По родному краю

От хутора Дмитриевска к слободе Николаевской

До 18 века территория Заволжья была малозаселенной. Однако государство было заинтересовано, чтобы левый берег Волги хоть как-то осваивался. Беглых крестьян, которые переплывали на левый берег, дальше не преследовали. Они селились вдоль реки небольшими хуторками. Эти поселения считались неофициальными.

Вдоль правого берега Волги располагались сторожевые крепости. Одна из них – крепость Дмитриевск (ныне Камышин) основана в 1668 г. по указу Петра Первого казаками. Им также были выделены на левом берегу Волги заливные луга и лиманы. Казаки нанимали беглых крестьян для работы на покосах – так неофициально появился небольшой хутор Дмитриевск, ставший впоследствии слободой Николаевской.

Власти знали, что в заволжских степях есть соленое озеро. Некоторые торговцы пытались частным порядком вывозить соль, но их обозы часто грабили «воровские казаки» атамана Стеньки Разина и кочевые племена калмыков и киргиз-кайсаков.

25 ноября 1741 года на престол взошла дочь Петра Первого Елизавета, которой после её предшественницы Анны Иоанновны досталась пустая государственная казна. Елизавета Петровна проводит реформы и делает широкий жест – прощает неоплаченные подати крестьянам, работным людям, но при этом резко увеличивает цены на соль и берет под государственное ведение вывоз соли с озера Эльтон. Так, по совету приближенных, она намеревается пополнить казну.

Исследовать левобережье, определить подъездные пути к соленому озеру поручено вятскому воеводе Николаю Чемодурову. 24 ноября 1746 года он представляет правительственному сенату донесение о том, что «соли в озере довольно». Подполковник представляет также самописную карту Заволжья.

«Указ ея Императорского Величества самодержицы всероссийской, и Правительствующего Сената…» от 16 февраля 1747 года обязует воеводу набрать работных людей для добычи и извоза соли. Этот клич дошел до восточной Малороссии. Откликнулись около пяти тысяч человек. Уже летом этого года чумаки вместе со своими семьями появились на Резницкой Воложке и стали обустраиваться на новом месте: рыть землянки, месить саман, споро ставить украинские хаты (опечки, мазанки), затем строить «анбары для хранения и соляные магазейны». Так возникло самое крупное поселение тех времен в Заволжье, названное поначалу Слободкой малороссов, затем слободой Никольской – под таким названием она фигурирует во многих книгах и справочниках конца 18 века.

По преданию, однажды на берегу Волги, в камышах, была найдена икона Николая Угодника. В середине 18 века в хуторе выстроили деревянную церковь в честь обретенного святого покровителя.

Огромную ценность представляют исторические факты, сохранившиеся в документах и воспоминаниях современников. Так в печатном издании за 1879 год сотрудники статистического губернского комитета сообщают: «Слобода Николаевская находится при озере Резницком, основана она из хутора Дмитриевского и по устройству в ней первой церкви во имя Николая Чудотворца в 1794 году стала называться Слободою Николаевской, населена она преимущественно малороссиянами; в ней имеются четыре Церкви и каменная часовня…».

Епископ Саратовский Иаков (Вечерков) в своем очерке сообщает, что Николаевская церковь была построена в 1791 году, документами это подтверждается: «освещена 4 сентября 1791 года». Но здесь речь могла уже идти о втором здании церкви. Первое же неоднократно упоминалось ранее в других источниках, например в 1771 – 1773 годах. Да и сложно представить себе новообразованное селение малороссиян без православной церкви.

Кстати, на карте Астраханской губернии подполковника Бекетова 1766 года слобода напротив Камышина названа Городок Казачей, и этому тоже есть объяснение: строить его начинали казаки, которых с большим трудом удалось собрать у донцов и волжан. А уже в 1772 году академик Паллас пишет о Никольской слободе, именно такое название размещено на карте, прилагаемой к книге путешествия, изданной в 1788 году. На других старинных картах можно было прочитать «Соленые магазейны» или / и Никольское.

В записи саратовского краеведа Андрея Филипповича Леопольдова, датированной 1839 годом, обращает на себя внимание характеристика нравов и вероисповедания жителей слободы. Давайте внимательно их прочитаем:

«В Царевском уезде замечательна Николаевская слобода; она находится на левом берегу Волги, против города Камышина. Жителей в ней 8, 429 душ; все Малороссияне, кои суть переселенцы из Малороссии, пришедшие сюда в конце 18 века, по вызову Правительства, для вывоза Елтонской соли; почему и назывались прежде солевощиками. Сия обязанность увольняла их ото всех Государственных податей и рекрутства. Слобода их … изобильна водой, и для скотоводства дано им по 30 десятин на каждую ревизскую душу по 5-й ревизии. В последствие времени, они из вощиков перечислены в общий состав Государственных крестьян, в каковом звании остаются доселе, с предоставленными им угодьями. Дома их чисты. Жители кроткого нрава, честны и очень привержены к правоверию, так что у них нет ни одного раскольника. Слобода весьма хорошо устроена; церквей в ней четыре; устроены запасные магазины и казенный дистанционный подвал. Жители сей слободы… которых промыслы состоят в земледелии, скотоводстве, сиянии арбузов, торговле хлебом, и, временем, возке с Елтона соли в тамошние магазины… по вольному найму от казны».

Православный мир Заволжья

Традиции православия были очень крепки в слободе Николаевской. Перед революцией в ней было 6 церквей, седьмая строилась.

Метрические книги церквей слободы, хранящиеся в Волгоградском и Астраханском государственных архивах, дают следующие их названия: Александро-Невская православная церковь, Николаевская православная церковь, Покровская православная церковь, Спасо-Преображенская православная церковь, Троицкая православная церковь, Успенская православная церковь.

В Николаевской волости были четыре церкви: Покровская церковь села Бережновки, Покровская церковь села Молчановки, Покровская церковь села Солодушина, Троицкая церковь села Слободки.

Важные сведения о православном мире Заволжья хранит на своих страницах двухтомник «Летопись Николаевского благочиния», автором которого является наш земляк, московский журналист Евгений Малюта. Здесь упоминаются церкви Святого Александра Невского в селе Александровка, приписной церкви Святого Пантелеймона в хуторе Левчуновка, приписной церкви в хуторе Очкуровка, церкви Кирилла и Мефодия в хуторе Калашники и Троицкой церкви в хуторе Гончары Палласовского района, Троицкой церкви и церкви во имя Святого Николая в Быково. В двухтомнике собрана бесценная информация о том, когда были построены церкви, имена их священников, кто и когда возглавлял благочиния и епархию, где и когда были открыты церковно-приходские школы, как часть общеобразовательной сферы дореволюционной России.

Достойно глубокого сожаления разрушение всех церквей Николаевского благочиния. То, что уцелело в годы Гражданской войны и навязанного новой властью богоборчества, окончательно оказалось утрачено в период переселения р.п. Николаевского на новое место из-за строительства Волжской ГЭС и затопления пойменных земель. Каждая церковь представляла ценность не только как культовое сооружение Русской православной церкви, но и как оригинальная архитектурная постройка. Храм придавал особенность, неповторимость и узнаваемость каждому населенному пункту, отличался своим особенным колокольным звоном. В дни великих православных праздников разноголосый звон всех шести церквей в слободе Николаевской был хорошо слышен далеко по округе, плыл по великой реке Волге.

20 век оказался периодом огромных катаклизмов. В Заволжье бесценное материальное и духовное наследие православной веры было полностью утрачено.

Но уже в конце века минувшего, в начале нового тысячелетия вера помогла николаевцам сначала открыть небольшую церковь Успения Пресвятой Богородицы, а потом построить храм Животворящей Троицы. Церковные службы проходят в селах Политотдельском и Бережновке.

Огромным событием для земляков стало благоустройство и освящение рукотворного родника во имя Святого Пантелеймона на Старой Николаевке и часовни Святого Николая Угодника, что стало возможным благодаря средствам президентского гранта, усилиям районной и городской власти и многих неравнодушных людей. Выделенные средства в размере 499 тыс. рублей помогли реализации проекта, о котором мечтали несколько поколений николаевцев. Проект получил символичное и очень красивое название «Живи, степной родник!».

Неузнаваемо преобразилось это, ещё недавно заброшенное место. Сам родник, купель для омовения, часовенька с иконой Николая Угодника, проложенные дорожки, удобная парковка, скамейки, высаженные деревца — стали зримыми добрыми приметами. Достойно теперь это знаковое для николаевцев место памяти о канувшей в реку времени славной слободе Николаевской.

Рядом с родником – старое кладбище. На его краю, на холме, установлен памятник солдатам и офицерам, умершим от ран в годы Великой Отечественной войны в госпиталях слободы. Теперь в часовне можно зажечь свечу, помолиться за упокой их душ, побыть в тишине и уединении, подумать о смысле бытия, о жизни. Об этом говорил после обряда освящения в своих обращениях к прихожанам архиерей Калачевский и Палласовский Иоанн. Об этом говорят в своих проповедях перед прихожанами отец Владимир и отец Андрей, несущие пастырскую службу в городе Николаевске и в сельских приходах.

Сегодняшний день пишет новую историю возрождения православия на николаевской земле.

* * *

В волгоградской области ведётся огромная работа по сохранению исторического и культурного наследия, возрождению традиций, проживающих на её территории народов.

В прошлом году наш регион стал одной из ключевых площадок празднования 800-летия со дня рождения государственного деятеля и защитника земли русской Святого благоверного князя Александра Невского. Только в региональный план по подготовке и проведению празднования юбилейной даты вошли порядка 140 ярких событий на территории всех муниципальных образований. В сентябре 2021 года в Волгограде состоялось освящение воссозданного собора его имени, которое совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В церемонии принял участие губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, который поблагодарил Патриарха за благословение на возрождение духовной святыни Волгоградской области и личное участие в восстановлении исторической справедливости.

Поздравление в связи с восстановлением кафедрального собора направил Президент России Владимир Путин, отметив, что возрождение стало возможным во многом благодаря единению государства и гражданского общества, творческому, созидательному взаимодействию Русской православной церкви, учёных, реставраторов, музейных работников, благотворителей, всех неравнодушных людей, которым дорого наше общее наследие.

Храм повторяет облик утраченной в 1932 году царицынской святыни. Возведённый на народные пожертвования, он является символом возрождения традиций и восстановления исторической справедливости. Благоустроенная территория у подножия собора в центре Волгограда и сквер вошли в федеральный реестр лучших практик благоустройства.

Воссоздание в Волгограде утраченного собора во имя Святого благоверного князя Александра Невского стало одним из значимых для всей России событий.

Отметим также, что в Волгоградской области реализуются программы, направленные на сохранение и обновление мемориалов защитникам Родины. В частности, в рамках федеральной целевой программы «Увековечение памяти погибших при защите Отечества» с 2019 года восстановлено 21 воинское захоронение в 12 городских округах и муниципальных районах. Благоустройство военных мемориалов также проводится в рамках подготовки к 80-летию Сталинградской Победы. 24 и 25 декабря на площадках волгоградской консерватории им. Серебрякова и Александро-Невском соборе проходит I Хоровой собор, посвящённый 80-летию Сталинградской Победы, в котором 28 детско-юношеских хоровых коллективов из Волгограда, регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

В подготовке материала использовались: работы Е. В. Малюты «Слобода Николаевская – город Николаевск» (набор открыток), «Летопись Николаевского благочиния» в 2-х томах; архивные данные, размещенные в свободном доступе в интернете; фотографии из архива редакции газеты «Заволжье»; рисунки николаевского художника А. П. Токарева.

Материал подготовлен в рамках гранта Волгоградской области СМИ по теме «Изучение истории родного края, развитие внутреннего туризма в Волгоградской области». Проект «Жемчужина Заволжья».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

70