Меню
16+

«Заволжье». Николаевская общественно-политическая газета. Основана в 1918 году

28.11.2022 09:17 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 93 от 26.11.2022 г.

Наставник и друг пионерии

Автор: Иван Неизвестный, г. Москва.

Наставники Н.М. Трофимова и К.И. Гура.

Недавно, как уже знают читатели газеты «Заволжье», у Клавдии Ивановны Гуры был юбилей. Главному пионеру всех пионеров, старшей пионервожатой всех пионервожатых, легендарному директору Николаевского Дома пионеров и школьников исполнилось 85 лет.

Для многих ребят советской эпохи Дом пионеров, долгие годы возглавляемый К.И. Гурой, был вторым родным домом. Учеников туда тянуло как магнитом. Ведь усилиями Клавдии Ивановны здесь был создан, говоря современным языком, многопрофильный универсальный центр детского творчества и досуга молодежи.

Впервые в Дом пионеров я попал еще дошкольником, куда завела меня ребячья молва. Дескать, тут полно всяких игрушек и увлекательных развлечений. Вот и пришли мы сюда по малолетству с моим другом-соседом Мишкой Авериным. Главное пионерское сооружение находилось на улице Ленина, почти в центре города, и напоминало дворец с загадочными башенками наверху. На первом этаже размещались детская библиотека, рядом небольшой, но уютный читальный зал, в пристройке — комнаты кружковой работы. На втором этаже, куда вела старая скрипучая лестница, располагались просторный концертный зал с вычурной сценой, кабинеты директора и методистов, руководителей кружков, различные рабочие комнаты.

Как гласила легенда, это красивое здание, построенное по оригинальному архитектурному проекту купцом Шагиным в 1904 году, сразу же было им то ли проиграно в карты, то ли по заносчивости продано другому местному богатею Шелекете. После Великой Октябрьской социалистической революции дом национализировали. В Гражданскую войну тут действовала тифозная больница, как раз в те годы здесь работала молодой врач, прибывшая в наш район после учебы в Швейцарии, Ревекка Иосифовна Болоховская. В дальнейшем в купеческом строении поселилось местное отделение органов НКВД, а потом Николаевский райком партии. И лишь при переселении слободы на новое место старинный дом передали детям.

Значительно позже, когда мне довелось возглавлять районный пионерский штаб «Искорка», я узнал от Клавдии Ивановны любопытную историю о том, что первый Дом пионеров в слободе Николаевской был открыт еще в 30-е годы прошлого столетия, благодаря стараниям и поддержке тогдашнего Генерального секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева. О роли вожака комсомола в судьбе Николаевского Дома пионеров не забыли и со временем зародилась идея присвоить ему имя Александра Косарева. С этой целью в Москву направлялось письмо-ходатайство, в столицу ездила местная делегация, чтобы встретиться с родственницей комсомольского Генсека. Однако она восприняла приезд гостей из Заволжья очень настороженно, да и центральные власти отнеслись к данной затее весьма прохладно, ведь выдающийся лидер Ленинского комсомола был репрессирован и расстрелян. И лишь только после смерти Сталина его реабилитировали. Никакого смысла погружать детишек в перипетии сложной классовой и политической борьбы тех лет, конечно, не было. Но это, так сказать, небольшое отступление, ремарка о том, что запомнилось.

Не очень избалованные домашними игрушками, мы с товарищем, зайдя в Дом пионеров, сразу же погрузились в сказочный мир изобилия: просмотр цветных диафильмов, настольные игры, различные солдатики, стреляющие орудия, пушечные снаряды — всё это общедоступно, играй сколько хочешь. Новичков приняли очень доброжелательно. Клавдия Ивановна и ее коллеги относились к детям с любовью и заботой: помогали, разъясняли, учили и воспитывали. Поэтому и стремились сюда школьники, здесь не было хулиганов или разгильдяев, мы не знали, что такое наркотики, сигареты или спиртные напитки. Клавдия Ивановна настойчиво формировала команду соратников-единомышленников из лучших педагогов. В разные годы методистом по пионерской работе была очаровательная Галина Васильевна Потапова (до этого она являлась пионервожатой в школе № 3), методистом по кружковой работе трудилась добрейшая Мельникова Валентина Васильевна, жена замполита Николаевского райвоенкомата. Позже она стала директором Дома пионеров в одном из районов области. Число различных кружков доходило до полутора десятков, а их заполняемость была полная. Согласно нормативам и правилам в каждом кружке занималось не меньше 15 человек.

Фотокружок вел Владимир Ильич Золотарев, фронтовик, попавший на войну добровольцем в свои неполные 17 лет. Он был уникальной личностью, когда-то сам стоял у руля Дома пионеров, отменно играл на аккордеоне, фотографировал, рисовал.

Детским драмтеатром также руководил фронтовик Василий Филиппович Малюта, человек невероятной стойкости, режиссер яркого дарования. Танцы, арии, оперные партии, живая музыка, импровизации музыкантов — всё это мощно фонтанировало на сцене. Затем его сменила замечательный режиссер Юлия Ивановна Пудовина. И сейчас Клавдия Ивановна тепло вспоминает спектакль «Трубили горны поутру», с ним театральная труппа Дома пионеров гастролировала по сельским школам, главные роли играли Коля Белецкий (стал летчиком) и Лена Квитко.

Клуб «Октябренок» вела Наталья Михайловна Андриевская, музыкальный кружок — Лев Семенович Чередниченко. Помимо названных, также были судо- и авиамодельный кружки, вязальный, шитья, танцевальный, рисования, мягкой игрушки. Большой популярностью пользовался кукольный театр. Его участники, девчонки и мальчишки, сами придумывали, вырезали, клеили и раскрашивали сценические куклы, самостоятельно монтировали декорации.

Внешкольная работа с детьми и подростками в Доме пионеров бурлила круглый год, без перерыва на летние каникулы. Радостный ребячий шум и гвалт, конечно, порой мешали тишине читального зала на первом этаже, но в целом между Домом пионеров и детской библиотекой царила творческая гармония, а Клавдия Ивановна всячески поддерживала Галину Ивановну Кравец, недавно назначенную заведующей библиотекой.

«Клавдия Ивановна всегда защищала молодых работников, брала их под свое крыло. С ней мы по жизни шагаем рядом, находимся в самых добрых отношениях, по многим вопросам у нас полное единодушие, — поделилась своим мнением о юбиляре ветеран педагогического труда Нина Михайловна Трофимова. — Красивая, с голубыми глазами, модно одетая. Человек она прямой и справедливый, всегда тебе скажет правду-матку. Никогда ни перед кем не заискивает, ведь так ее воспитал отец-фронтовик. Восхищает, как она умеет вывести на чистую воду нерадивых, не взирая на лица».

Многое вспоминается, что было связано с Домом пионеров. Это и пионерский патруль, когда во время уборочной страды школьники проверяли машины с зерном на сохранность хлеба. На въезде в город находился оборудованный пост. Красным флажком мы останавливали груженые машины и их борта простукивали деревянным молотком, убеждаясь, не просыпается ли зерно. Шла борьба за хлеб, за каждый колосок.

Это и поездка, по инициативе Клавдии Ивановны, на реку Мента на спортивную рыбалку. Вечерний костер, пионерские песни. А ранним утром были призы тем, кто первым поймал рыбу, кто вытянул самую крупную рыбешку, у кого самый большой улов. Готовили чай, уху. Домой ребята вернулись усталые, довольные и счастливые.

А как мы встречали Новый год в Доме пионеров! В большом зале стояла наряженная пышная елка. Вроде, она даже крутилась, оригинально прикрепленная к потолку. Были, как и положено, Дед Мороз и Снегурочка, хороводы, танцы и викторины. Но особо запомнился забавный конкурс — угадать, как зовут нарядную куклу, чтобы получить ее в качестве приза. Все дружно включились в состязание, а победителем стала школьница, предложившая имя Агриппина. Сдается, эту игру придумала лично Клавдия Ивановна, которая в душе и сама, оставаясь ребенком, дала кукле имя своей мамы. Ее мать, Агриппина Петровна, — простая русская женщина, работала дояркой, птичницей, телятницей. Была участницей ВДНХ по передовому выращиванию телят, грамотно заботилась о них, отмывала, выкармливала. Даже лечила, окропляя святой водой. В их семье все были трудяги, они родом из Харьковщины, из села Завгороднего Петровского района. «В тех местах все были русскими», — замечает Клавдия Ивановна. И сегодня там живет ее родня. Из-за обстрелов бандеровских нацистов крыша разбита, стена дома завалилась, соседнее село Протопоповка полностью сгорело.

Отец Клавдии Ивановны, будучи политработником, еще до начала Великой Отечественной войны был направлен в Западную Украину на борьбу с бандеровцами. Иван Яковлевич воевал на фронте, находился в плену, в 1945 году вернулся домой. Ее прадед — кавалер Георгиевского креста, 25 лет служил в царской армии, дед работал в церкви. Старший брат трудился скотником, награжден орденом Трудовой Славы. Младший брат окончил Харьковский пединститут, талантливый математик, его приглашали в Дубну осваивать науку в области космоса. Но он так и остался учительствовать, был директором школы, умер рано.

«Мы — дети войны. Это мы видели, как шли на фронт отцы защищать Отечество, как вместо костров пылали дома (наш дом сгорел), вместо смеха, песен слышали взрывы пуль, снарядов и видели слезы (я была ранена). На сердцах остались кровавые рубцы.

Я видела, как по реке Северский Донец, притоку Дона, плыли нескончаемым потоком убитые советские солдаты, а мы ходили по окопам в речку за водой̆, палкой̆ отодвигая мертвых солдат от берега… Война оставила нам тяжелое наследство, и мы с этим наследием живем. Но разве можно отказаться от памяти, даже если она очень страшная?! Да, дети войны в те героические годы в силу своего малолетства не творили историю, но они были ее непосредственными участниками», — делилась в газете «Заволжье» своими воспоминаниями Клавдия Ивановна.

Также до сих пор она хорошо помнит, как во время фашистской оккупации бандеровцы-полицаи составляли списки и сгоняли людей для отправки в гитлеровскую Германию. Мать с двумя детьми еле успела взять небольшие пожитки, немного еды, и тут же на подводах всех повезли до Балаклеи, там погрузили в телячьи вагоны и отправили на Запад. К счастью, за Днепром их отбила Красная Армия. Оттуда домой добирались как могли, останавливались в селениях. Опять повсюду бомбежки, в одном из сёл снаряд попал в гору из тыкв, и они вдребезги разлетелись. Шли пешком, ехали на машинах, на подводах. Удалось уговорить машиниста товарного поезда, идущего на Восток, взять с собой. Доехав до нужной станции, паровоз притормозил, чуть сбавив скорость. Мать на ходу вытолкнула Клаву с братом и сама спрыгнула из вагона. Оттуда еще 40 км шли пешком до своего села. Когда пришли, дедушка оказался живой, ждал родных, живя в закутке сгоревшего дома.

О своем детстве, опаленном войной, Клавдия Ивановна нам рассказывала в том числе во время летней поездки в Минск и Брест. Вместе с Аграфеной Ивановной Щедровой они были старшими нашей школьной группы. В Минске нас разместили в спортивном зале школы, наставники жили вместе с нами. Помимо экскурсий, педагоги устраивали викторины, концерты, было много разговоров о военной поре. В туристической поездке запомнились Хатынь, Курган Славы. В Бресте мы прикоснулись к бессмертному подвигу защитников Брестской крепости. Тема Великой

Отечественной войны красной нитью проходила в нашем воспитании.

Стараниями Клавдии Ивановны, особо ярко и торжественно в нашем городе отмечался День пионерии. Школьные отряды выстраивались на центральной площади. Будучи председателем районного

пионерского штаба, я докладывал первому секретарю райкома партии Василию Ивановичу Степанову о готовности к районному смотру. Под оркестр отряды проходили торжественным маршем, возлагалась гирлянда к памятнику погибших советских воинов. Объявлялась минута молчания, и удары метронома гулко разносились по площади. Интересно проходили пионерские марши «Всегда готов!», «Салют, Победа!», в городе создавались зоны пионерского действия, на домах фронтовиков мы крепили красные звезды, а во дворах сажали саженцы сирени. Никто не боялся пускать ребят в свой дом, ветераны широко и гостеприимно распахивали калитки, приглашали к чаю, показывали свои награды. Сколько невероятных историй было ими рассказано!

Однажды, прибыв из Владивостока, словно «с корабля на бал», я попал в родную третью школу на какой-то праздник, который проходил на школьном стадионе. В президиуме почетных гостей мы случайно оказались с Клавдией Ивановной рядом, ей предоставили слово. Заметно волнуясь, с характерным для нее неповторимым тембром голоса, директор Дома пионеров начала свою яркую и зажигательную речь. Ее пронзительные слова доходили до ума и сердца каждого школьника. К тому времени я уже и сам поднабрался опыта публичных выступлений и, как мне казалось, немного «заматерел» на поприще ораторского искусства. Но тут, слушая взволнованный голос умудренного жизненным опытом педагога-руководителя, подумалось — как бы мне хотелось «не забронзоветь» и с годами не растерять то чувство искреннего волнения, что сумела сохранить в своей чистой душе Клавдия Ивановна Гура, главный наставник и друг пионерии нашего района.

Спасибо огромное Вам, дорогая Клавдия Ивановна, за Ваши жизненные уроки и за наше счастливое пионерское детство! Низкий Вам поклон!

В Доме пионеров. Клавдия Ивановна Гура и Иван Неизвестный, 1977 год.

Методист Дома пионеров Г.В. Потапова с ребятами.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

112