Меню
16+

«Заволжье». Николаевская общественно-политическая газета. Основана в 1918 году

30.11.2020 10:17 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 93 от 28.11.2020 г.

Семья и школа: шаг навстречу

Автор: Елена ГАМАЮНОВА.

Учащиеся 6 «в» класса третьей школы в национальных костюмах, подготовленных родителями.

Воспитание ребенка – очень ответственный и сложный процесс. От него зависит будущее маленького человека, качество его жизни в целом.

Ребёнок рождается в семье, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Школа – это коллектив, в который дети попадают уже в осознанном возрасте. Большую часть времени они проводят в нем и дома, поэтому взаимодействие педагогов и родителей в процессе воспитания очень важно. Хорошо, если они являются союзниками и единомышленниками. Бывает так, что семья передает эстафету школе, тем самым самоустраняясь. Это в корне неверно. В формировании ребенка как личности должны участвовать обе стороны. Такого принципа придерживаются во всех образовательных организациях Николаевского района. Мы хотим остановиться на двух положительных примерах взаимодействия.

Родители и школа – единомышленники

В Николаевской средней школе № 3, руководит которой О.В. Щупкина, работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется на трёх уровнях: школьном, классном и индивидуальном.

Как рассказала В.И. Чайкина, непосредственно отвечающая за организацию и контроль воспитательной работы, одним из главных органов школы, участвующих в управлении и решении вопросов воспитания и социализации детей, является Управляющий совет, в состав которого входят педагоги, родители и старшеклассники. Именно он принимает важные положения, касающиеся организации школьной жизни. По инициативе представителей родительской общественности в школе проходят родительские дни, во время которых мамы и папы могут посещать уроки и внеурочные занятия и таким образом получить представление о ходе учебно-воспитательного процесса. Неоднократно члены Управляющего совета проводили рейды и проверяли организацию школьного питания.

Ежегодно в СШ № 3 проводятся общешкольные родительские собрания, где обсуждаются наиболее острые вопросы обучения и воспитания: организация учебного процесса, подготовка и проведение итоговой аттестации учащихся, здоровье- сбережение и безопасность школьников.

Из поколения в поколение семья традиционно рассматривается как первый и самый важный в жизни ребенка институт социализации. По определению социологов, психологов, она является своеобразным микрокультурным пространством, где формируются и усваиваются жизненные сценарии, на которые впоследствии осознанно или бессознательно ориентируется взрослеющий ребенок. В каждой отдельно взятой семье маленький человек попадает в особые социальные ситуации, приобретает первые навыки взаимодействия, осваивает новые для себя социальные роли. На конкретном примере родителей происходит осмысление, формирование норм и ценностей, которые затем станут для него отправной точкой в жизнь. Именно поэтому важны комфортная психологическая атмосфера в семье, правильно выстроенные детско-родительские отношения.

Важную роль играет психолого-педагогическая грамотность мам и пап. Исследования показывают, что родители часто оказываются один на один со своими затруднениями. Более 30% из тех, кто принимает участие в ежегодном анкетировании в России по взаимодействию с образовательными учреждениями, отмечают, что у них нет возможности обратиться за квалифицированной помощью. До 65 % родителей, участвующих в психолого-педагогических мониторингах, признают недостаточность знаний, наличие проблем в общении с детьми, необходимость специализированной профессиональной помощи. Опираясь на свой педагогический опыт, В.И. Чайкина отмечает, что если ранее существовали общие ориентиры для воспитания ребенка, то в настоящее время новое поколение родителей таковых не имеет. Это дети 90-х годов, которые подвержены навязчивому влиянию СМИ, зарубежных источников информации, различных публикаций в журналах и интернете. Поэтому современная ситуация в сфере воспитания требует создания более эффективной системы психолого-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между родителями и образовательными учреждениями. Опираясь на понимание процесса воспитания, как целостной системы выстроенных организованных действий с учетом возрастных норм и социальных запросов современного общества, в третьей школе предлагают интерактивные формы взаимодействия с мамами и папами.

- В этом очень помогает семейный всеобуч «Мир начинается с семьи», на котором родители могут получать ценные рекомендации и советы от специалистов и обмениваться собственным творческим опытом и находками, — отмечает Валентина Ивановна.

Программа реализуется для семей, где есть учащиеся с 1 по 11 классы. На встречах рассматриваются самые разные формы воспитания детей, построения взаимоотношений с ними. Вот только некоторые темы занятий: «Адаптация к школьному обучению», «Психофизиологические особенности развития подростка», «Культура семейных отношений», «Как помочь ребенку пережить трудную жизненную ситуацию» и многие другие. В третьей школе уверены, что переход к новому содержанию образования, который актуален для настоящего времени, невозможен без существенного повышения уровня психолого-педагогической культуры родителей. Это возможно, если они будут получать краткую и практически полезную информацию от специалистов, которая поможет им справляться с затруднениями в повседневной жизни, в решении индивидуальных проблем.

- Сотрудничество семьи и школы играет огромную роль в организации учебно-воспитательного процесса. Многие мероприятия у нас проходят благодаря помощи родителей, — рассказывает Валентина Ивановна, — Возьмём, к примеру, одно из последних – онлайн-фестиваль «Разноцветный ковёр России». В нём приняли участие все классы школы, они представили на конкурс фотографии «Дружба крепкая не разрушится», плакаты «Мы разные – мы вместе», национальные блюда и костюмы, запись исполнения народных песен и танцев. Без помощи мам и пап самостоятельно ученики не смогли бы выполнить задания. Совместно с родителями ребята подготовили национальные костюмы разных народов: русские, казахские, украинские, чеченские, цыганские, корейские. Приятно было видеть, что семьи, уважая традиции других народов, соблюдают и хранят обычаи своей нации. Хочется отметить замечательные совместные работы Сергеевых (6в, 2б), Серкибаевых (7в), Азербаевых (5в), Емельяновых(2а), Хусутдиновых, Пятаковых(1б), Каратаевых (6в) и других. Традиционными в школе стали и праздники «Мама, папа, я – дружная семья». Большую помощь родители оказывают в подготовке к масштабному школьному мероприятию «Парад будущих воинов», когда изготавливают для детей элементы военной экипировки, ежегодно при поддержке родителей организуются поездки в театры, на экскурсии как в г. Волгоград, так и близлежащие областные центры.

Важным звеном в работе с родителями в СШ № 3 является индивидуальный подход: встречи со специалистами для решения острых конфликтных ситуаций; участие мам и пап в педагогических советах, собираемых в случае возникновения проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей).

В последнее время в связи с эпидемиологической ситуацией педагоги и родители много взаимодействуют онлайн, используя социальные сети и чаты, где обсуждаются интересующие вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации.

- Есть в школе мамы и папы, которые недобросовестно выполняют свои родительские обязанности. Такие семьи берутся на особый контроль, — отмечает В.И. Чайкина. — Их регулярно посещают представители школы, оказывают помощь в организации летнего отдыха детей. Зачастую педагоги прилагают большие усилия, чтобы убедить нерадивых родителей отправить ребёнка в летний лагерь или в санаторий. Главная задача в данном случае: помочь семьям изменить своё отношение к воспитанию, любыми усилиями избежать изъятия детей от родителей, и чаще всего у педагогов это получается.

Главная задача — поддержать

В Очкуровской средней школе работа с родителями строится на основе программы воспитания, которая в этом году стала полноценной частью образовательного процесса. По словам директора школы Натальи Александровны Горленко, пандемия внесла свои коррективы. Как и в других образовательных организациях, здесь очного общения стало меньше, дистанционного – больше. В обиход вошли чаты, к которым большая часть родителей относится положительно. Такой современный формат позволяет им оперативно получать нужную информацию.

Наталья Александровна отмечает, что в первую очередь мамы и папы тесно контактируют с классными руководителями, но также взаимодействие налажено и с руководством школы. Помимо обсуждения традиционных вопросов, связанных с образовательным процессом, педагоги стараются задействовать семьи в различных конкурсах и акциях, проводящихся в районе. Дети и родители активно участвуют в них. В начале года Очкуровская школа присоединилась к волгоградской региональной акции «Альбом Победы», приуроченной к празднованию 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной Войне. И ребята, и взрослые не остались равнодушными и приняли участие в этом значимом патриотическом мероприятии. Один из последних примеров – конкурс ко Дню матери, объявленный МЦ «Импульс», под названием «Повтори фото из прошлого». Семьи также откликнулись, прислали много интересных фотографий.

Комфортные условия для обучения в школе тоже создают при поддержке родителей, их непосредственном участии. Например, нужно помочь подготовить классы к новому учебному году, к отопительному сезону – мамы и папы всегда придут на выручку.

Кроме того, совместно здесь реализуют федеральные проекты, такие как «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», в рамках которого оказывается социально-психологическая помощь. По словам Натальи Александровны, ежемесячно фиксируется порядка 15 обращений за консультациями по тем или иным вопросам. Директор отмечает, что в школе уже два года действует социально-психологическая служба. Если семье требуется помощь педагога-психолога, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, специалист быстро реагирует на сигнал.

В нынешней эпидемиологической ситуации, когда школам предписано соблюдать ряд особых норм и правил безопасности, в частности обеспечивать так называемые «утренние фильтры», классные руководители еще активнее взаимодействуют с родителями. Мамы и папы всегда на связи. Педагоги знают о причинах отсутствия на уроках каждого ребенка, состоянии его здоровья и т.д.

Директор подчеркивает, что родители очень помогли школе в период действия ограничительных мер. В частности педагогический коллектив, родительский комитет совместно с администрацией Очкуровского сельского поселения организовывали рейды, проверяли соблюдение режима самоизоляции. Такие же мероприятия проводятся и во время каникул, в выходные дни, на контроле – места досуга детей.

Проводить большие родительские собрания сейчас нет возможности. Общение ведется в основном в формате онлайн. Некоторые общешкольные изменения, нововведения обсуждаются в узком кругу в родительских комитетах, которые затем информируют всех остальных. Наталья Александровна отмечает, что в каждом классе такая работа ведется на высоком уровне.

Активно работает внутришкольный контроль. Одна из его задач — вовремя указать родителям на проблемы ребенка в учебе, поведении. В приоритете также поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Например, не так давно в Очкуровской школе сообща оказали помощь многодетной семье – собрали недостающую одежду для одного из детей.

По словам Натальи Александровны, особый контакт у руководства школы, педагогического коллектива налажен с родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Наглядный пример — пару лет назад здесь успешно создали условия для обучения девочки-колясочницы, которая раньше занималась дома. Поначалу возникали определенные сложности, но совместная работа родителей и педагогов дала положительный результат. Сегодня ученица с удовольствием получает знания в образовательной организации.

В этом, пожалуй, и состоит главная цель взаимодействия школы и семьи – сделать так, чтобы каждый ребенок мог учиться, расти, гармонично развиваться и в итоге нашел себя в этой жизни, стал достойным членом общества и хорошим человеком. Когда удается достичь такого результата – это по-настоящему ценно.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

10