Меню
16+

«Заволжье». Николаевская общественно-политическая газета. Основана в 1918 году

13.06.2018 15:16 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 45 от  09.06.2018 г.

Галина Грибанова: «В театре, как в жизни: и смех, и слезы – рядом!»

Автор: Наталья Гребенникова.

«Весь мир театр, а люди в нём – актеры». Знаменитую шекспировскую строку вполне можно посчитать творческим кредо режиссера народного театра Галины Грибановой. Потому что таково её режиссерское восприятие жизни и отношение к своим самодеятельным актерам.

Много лет я слежу за её, без преувеличения, подвижнической деятельностью, не переставая удивляться негасимому стремлению удивлять нас, зрителей, неожиданным выбором пьес, интересными режиссерскими находками, многотрудной и кропотливой работе с актерами, которых она сама находит и создает, открывая в них неведомые им таланты.

В прошлом году Галина Николаевна перешагнула 30-летие профессиональной деятельности. Более 50 спектаклей, каждый раз новых, поставлены за эти годы. Продуктивность, достойная профессионального театра! Эта впечатляющая цифра объясняется ежегодными двойными премьерами, которые готовит она с народным театром и с молодежной театральной студией «Курьез».

Не стал исключением и 2018-й. В апреле с аншлагом прошла детская сказка по пьесе В. Латышевой «ЧП куриного масштаба». В конце мая с не меньшим успехом состоялась премьера спектакля по пьесе А. Дударева «Не покидай меня» — драматической баллады о войне, любви и молодости.

Галина рассказывает, как поначалу собиралась ставить комедию «Здравствуйте, я ваша теща». Всё-таки для зрителей жанр этот всегда беспроигрышный. Но неожиданно наткнулась на пьесу белорусского драматурга, основанную на реальных событиях. Автор даже не стал менять имена своих героев, увековечив их на сцене. Сюжет созвучен знаменитой повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

1944 год. Начало Белорусской наступательной операции. Разведчику капитану Михасеву поручено подготовить для выполнения секретного задания за линией фронта группу молоденьких девчат. По условиям операции девушки должны появиться в расположении немецкого штаба под видом артисток и в нужный момент вызвать огонь на себя. Капитан понимает: четверо девушек и он вместе с ними обречены на гибель. Он пытается сразу отказаться от прямого, запланированного убийства не из-за страха за свою жизнь, в конце концов, он – солдат и всегда готов к смерти. Но как же юные создания, жизни не видевшие? Полковник Гуров непреклонен: на войне, как на войне; в армии любой приказ подлежит немедленному исполнению.

Чему только не учит капитан своих подопечных, и за это время неизбежно по-человечески сближается со своими ученицами, в каждой открывая личность с её неповторимой судьбой. Они для него — словно младшие сестры, ни одной не готов он пожертвовать. Выбора нет: только умереть вместе с ними.

Приказ выполнен ценой гибели трёх из них. Офицер получает тяжелое ранение и умирает в госпитале, перестав бороться за жизнь. Потому что не может примириться с трагедией, душевные муки оказываются тяжелее физических страданий. Конечно, смерть девушек не напрасна. Вызвав огнь на себя, они сберегли жизни тысяч советских воинов, помогли уничтожить узел связи вражеской армии, во время операции погибло много немецких солдат. Но и у нас – невосполнимые потери! Только одна из подруг чудом выжила в этой трагедии. В мирной жизни только она стала матерью. На четверых – один ребенок! Только один…

«У войны – не женское лицо» — так назвала свою знаменитую документальную книгу ещё одна белорусская писательница Светлана Алексиевич. После спектакля вслед за ней мы тоже повторяем эти слова. Вместе с капитаном Михасёвым мы тоже испытываем жгучее чувство вины и боли за гибель девушек. И миллионы погибших на войне становятся не статистикой невосполнимых потерь, а обретают облик конкретных жертв потрясающей своими масштабами бойни.

И все-таки при всём трагизме рассказанной истории спектакль получился светлый, живой и очень лиричный. Удивительная у него режиссура, порождающая у зрителя эффект личного участия в происходящем.

Расстояние между сценой и зрительным залом сужается до минимальных размеров. Актеры заполняют собой пространство, овладевают вниманием зрителей, заставляют сострадать и сопереживать происходящему на сцене. В спектакле народного театра невероятная достоверность происходящего. Как иначе объяснить слезы на глазах зрителей и их смех в ответ на смешные и нелепые поступки героинь, постигающих сложную армейскую школу.

Пришло время назвать исполнителей ролей, среди которых не было проходных и случайных: капитан Михасев – Сергей Щетинин; погибшие девушки-разведчицы: Вероника Кремес — Виктория Маежова, Зинаида Батян — Татьяна Дворникова, Ядвига Гурская — Виктория Щетинина; оставшаяся в живых Аля Ладысева – Юлия Онищенко; полковник Гуров — Василий Нарижний.

Режиссер обязательно просит назвать и костюмера районного ДК Ирину Щербатых, руками которой талантливо создаются все костюмы ко всем спектаклям народного театра и молодежной студии.

Продолжая жить сыгранной пьесой, она говорит, что впервые обратилась к военному материалу, хотя всегда мечтала об этом. Но не так-то просто это сделать, прежде всего потому, что в актерах-мужчинах театр испытывает всегда острую нехватку.

Долго искали исполнителя на роль капитана Михасева. Для Сергея Щетинина она стала первой большой полноценной ролью, потребовавшей от него немало времени и душевных сил. Несомненно, его можно поздравить с удачей. Сдержанный и даже жесткий вначале капитан оказывается отзывчивым и добрым человеком. В мирной жизни он был учителем, любящим отцом и мужем. Но где сегодня его семья, что с родными и близкими, он не знает. Не забыты и прощальные слова единственной дочери: «Не покидай меня, папа!». Вот эту взрослую ответственность несёт он и за девчонок, ставших для него родными.

О театральной семье Щетининих впору писать отдельную статью. На сцене рядом с Сергеем как всегда ярко и талантливо выступила супруга Виктория. Она, безусловно, характерная актриса. Ее феерическое выступление не забыто по предыдущей постановке «Девушки с календаря». И вновь Виктория оригинальна в образе гордячки Ядвиги Гурской. Рядом на сцене со старшей сестрой Викторией играет младшая — Юлия Онищенко. Её героиня Аля Ладысева единственная остается в живых из всей разведгруппы. Что спасает её от неминуемой гибели: везение, удача или божественное проведение? Ведь под сердцем она носит ребенка, а в самом сердце свято бережёт любовь к своему единственному возлюбленному, погибшему в наступательной операции. В реальной жизни А. Ладысева дожила до 82 лет. От нее и узнал драматург эту пронзительную историю. В довершение семейной театральной картины Щетининых-Онищенко назову ещё одно имя. Ярослав Щетинин, сын Сергея и Виктории, сыграл одну из главных ролей в сказочном детективе «ЧП куриного масштаба». И этот пример семейной влюбленности в театр – не единственный. Роль Вероники Кремес замечательно исполнила Виктория Маежова, она вернулась в театр после двадцатилетнего перерыва. А в детском спектакле первые шаги на сцене сделали её дети Егор и Ксюша. Ну чем не театральные династии на нашей николаевской земле?!

Дебютным и одновременно успешным стало выступление молодой мамы Татьяны Дворниковой в роли Зины Батян.

Полгода потребовалось коллективу, чтобы представить новую работу на суд зрителей.

- Это очень небольшой срок, — говорит Галина Николаевна. В профессиональных театрах на это дается гораздо больше времени, как правило, не меньше года. Но ведь в нашем случае речь идет о самодеятельных актерах! На репетиции, которые в последние месяцы были практически ежедневно, приходили они после работы: сотрудники районной администрации, учителя химии и английского языка, мамочка, пребывающая в декретном отпуске по уходу за ребенком. Пожалуй, только Василий Михайлович Нарижний, ветеран труда, имеет достаточно свободного времени для творчества. Но и у него ведь есть свои обязанности перед семьей и родными. Как же убедителен он был в роли жесткого полковника Гурова, для которого выполнение поставленной задачи – истина, не требующая обсуждения. Гуманности и в нашей мирной жизни, порой, днем с огнем не сыщешь, а что уж говорить о войне, живущей по своим законам?!

Полтора часа продолжался спектакль, а сколько вопросов, мыслей и эмоций вызвал он у зрителей. Вот и я ведь всё никак не могу остановиться в своем анализе.

- Это же хорошо! Это именно то, чего мы добиваемся!- говорит моя собеседница.- Я не устаю повторять ребятам: «Надо работать так, чтобы спасибо сказали! Мы все вместе, режиссер и актеры, работаем на конечный результат. Пространство сцены и зрительного зала должно быть заполнено мыслью, смыслом, эмоциями. Если после спектакля зрители говорят нам спасибо, значит — получилось! Значит, не напрасны месяцы работы, невероятного напряжения, переживаний.

Всё именно так и было. Аплодисменты, цветы, возгласы «браво», желание лично пожать руку актерам и режиссеру после спектакля, сделать на память с ними фотографию. Всё, как в настоящем театре. А ведь на самом деле – это так и есть. Большая удача у себя дома иметь возможность соприкоснуться с волшебством под названием ТЕАТР.

Спасибо режиссеру и актерам за это.

Постскриптум

В следующее воскресенье, 17 июня в 18.00, на сцене районного Дома культуры состоится повторный показ спектакля «Не покидай меня». Подарите себе встречу с прекрасным!

Из истории Николаевского народного театра

100-летний юбилей районной газеты «Заволжье» подвиг журналистов районки внимательно познакомиться с архивом газеты, обнаружив там немало интересной и по своему бесценной информации.

Так, газета «Красное Поволжье» в октябре 1919 года сообщает на своих страницах, что 23 октября на сцене театра «Искусство» будет показана драма «Обездоленные» .

17 декабря этого же года вторично по просьбе публики на сцене театра «Искусство» должен был состояться поэзо-вечер, который готовили николаевские журналисты. Газета приглашала жителей города Николаевска стать его участниками.

20 февраля 1920 года комиссия по устройству спектаклей при подотделе социальной защиты детей выразила на страницах газеты «свою благодарность тем гражданам, которые приняли горячее участие – тем самым внесли свою лепту голодающим детям красных столиц и северных губерний. Спектакли дали чистого сбора 60 тыс. рублей».

В июле 1921 года газета «Красный пахарь» публикует знаковую для нас информацию.

Сообщается, что организуется Украинская труппа им. Т. Г. Шевченко, куда просят «всех желающих войти в качестве актеров, хористов, статистов». Поступающим в труппу предстояло выдержать испытания на «знание украинского языка, знакомство со сценой и с пением».

Театр не только развлекал публику, но и воспитывал. Об этом говорит небольшая заметка «В театре не курить», опубликованная 7 декабря 1921 года.

«Тройка» по оказанию помощи голодающим при Уполитпросвете приняла постановление «обязательное для всех без исключения граждан, посещающих театр, в зале не курить и семечек не грызть. За нарушение этого правила виновные подлежат безусловному штрафу в 5000 рублей», – сообщала газета.

Но настоящим признанием любви к театру становится статья «Идите на помощь театру», опубликованная 13 декабря 1921 года. По газете видно, какое это было трудное время для николаевцев. Гражданская война. Зима. Холод. Голод уносит жизни людей, детей. На окраинах огромного уезда зверствуют банды Пятакова, Чупрыны, Чугунова, Болтышева.

После пожара на электростанции город остался без света. Прекратил постановку спектаклей и «Единственная отрада – Храм нашего искусства, наш новый театр, где можно было получить часы отдохновения», — пишет газета.

Но несмотря на всевозможные препятствия художественный отдел принимает экстренные меры для обеспечения театра электрическим светом. В Пролейку спешно выехали представители отдела за двигателем и динамо. Звучит призыв к «местным органам власти и ко всем гражданам, заинтересованным в возрождении пролетарского искусства, всем лицам, проявляющим заботу о нашем молодом поколении прийти на помощь в быстрейшем оборудовании электростанции». Для этого нужны солидные денежные средства, которые во что бы то ни стало надо найти.

Анонимный автор статьи пишет: «Правда, ни на одни нужды нам будут необходимы деньги, но и театр не надо забывать, только потому, что он у нас единственный в городе, кроме него у нас нет никаких больше уголков, где наша пролетарская молодежь, в особенности прибывшая в Николаевск в связи с переселением хуторов, могла бы увидеть и услышать наше пролетарское искусство.

Пусть старые люди с допотопными предрассудками что хотят говорят про нашу попытку в условиях голода проявить заботу о театре, пусть всякий думает, как ему угодно, но факт должен остаться фактом, что существование театра в переживаемый нами период настолько жизненно необходимо, что без него мы совершенно будем себя чувствовать, как рыба без воды».

Почему же так важен театр для николаевцев?

В статье дается замечательный ответ на этот вопрос.

«Да это тот единственный клапан, через который отражается вся наша действительность с хорошими и дурными сторонами.

Только через театр мы скорее можем увидеть все наши жизненные ошибки и опять-таки через театр можем скорее их исправить.

Кроме того наш театр теперь должен заменить собой профессорскую кафедру, в которой мы должны получить определенную сумму знаний путем систематических лекций по целому ряду вопросов, разрешение которых необходимо для всякого культурного человека».

Изучение архива районной газеты продолжается. Уверены, её страницы хранят немало интереснейших фактов об истории нашего народного театра.

* * *

В исторической справке районного Дома культуры есть иное видение создания народного театра. В ней сообщается, что народный самодеятельный театр Николаевского РДК был создан как драматический кружок в 1956 году и одним из первых его режиссеров был В. Ф. Малюта, воспитавший целое поколение любителей театра. Им были поставлены спектакли «Без вины виноватые». «Свадьба в Малиновке», «Наталка Полтавка» и др.

С уважением и доброй памятью зрители и артисты народного театра помнят А. С. Галеркина, который стал его руководителем в 1962 году. Первая его работа – спектакль по пьесе А. Салынского «Барабанщица». Спектакли «Побег в ночи» братьев Тур и «В добрый час» В. Розова принесли театру почетное звание «народный». Это было в 1966 году.

С тех пор театр с честью и достоинством несёт это звание, подтверждая его каждый раз своими творческими находками.

Эстафету народного театра продолжили режиссеры: Ю. И. Пудовина, М. М. Бейников, О. Смолякова, М. В. Чередниченко.

С 1988 года бессменным руководителем театра является Г. Н. Грибанова.

Полюби театр с детства!

При народном театре многие годы успешно работает детская театральная студия «Курьез».

- С этим названием получилось очень забавно. Вечером перед поездкой на детский театральный фестиваль в Палласовку мы его неожиданно придумали. А утром, в автобусе, никак не могли вспомнить: «Каприз», «Карниз», «Круиз»? – улыбаясь, рассказывает Галина Николаевна. Многие её воспитанники, «заболев» театром в детские годы, повзрослев, не расстаются с ним. Есть примеры, когда театр определяет профессиональный выбор молодых. Режиссер называет имена Златы Бабенко, Евгения Сальника, Алексея Шарапова, Ильи Ткаченко, Даниила Шубнова, в судьбах которых студия сыграла знаковую роль.

«Курьез», как и народный театр, каждый год готовит новый спектакль, на которые ходят не только дети, но их родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети. Таким образом притяжение театра многократно возрастает. И это замечательно! Потрясающий опыт творческого развития дает театр ребенку. Как же не воспользоваться возможностью совершенно бесплатно заниматься под началом такого мастера, как Галина Николаевна! Все постановки детской студии насыщены музыкой, песнями, танцами. В работе с юными артистами много времени уделяется хореографии, вокалу, сценическому движению. Проводятся индивидуальные занятия по сценической речи.

Из последних работ назовем «Бременских музыкантов» по мотивам сказок братьев Гримм, пьесу В. Ольшанского «Зимы не будет», завоевавшую на областном фестивале «Молодость театра» Гран-при. В прошлом году юные зрители аплодировали спектаклю М. Бартенева «Считаю до пяти», в этом с аншлагом три раза был сыгран сказочный детектив В. Латышевой «ЧП куриного масштаба». Это один из самых массовых спектаклей, которые приходилось ставить режиссеру, но она говорит, что впервые сделать спектакль было ей очень легко, настолько внимательны, заинтересованы и послушны на репетициях были юные актеры.

Назовем их имена: Ярослав Щетинин, Артем Рушанов, Кристина Шаповалова, Настя Батченко, Вика Шамшурина, Алина Клименко, Саша Орехов, Витя Белов, Егор и Ксюша Маежовы, Ангелина Проскурякова, Маша Белова, Лена Рубцова.

Молодцы, ребята!

Осенью студийцы приступают к репетиции новой пьесы, название которой пока режиссер держит в секрете. В её выборе надо не ошибиться, потому что в апреле 2019 года ребятам предстоит стать участниками областного театрального фестиваля «Молодость мира».

На полях блокнота

Нравится мне полузабытое название газетной рубрики, суть которой в записях, не вошедших в основной текст статьи. Их можно было бы и забыть, но рука не позволяет. Жалко очень! Интервьюер сообщил, рассказал тебе о чем-то очень важном для него. Как же отказаться от этих мыслей? Были такие моменты во время нашей откровенной беседы с Г. Н. Грибановой.

* * *

- Какой спектакль самый любимый? Мне трудно ответить на этот вопрос. Каждый любим и памятен, потому что придирчиво отношусь к поиску материала. Казалось бы, пьес очень много, но что подходит именно нам, найти очень трудно. Пьесу о войне мечтала поставить с первых лет режиссерской работы, а нашла только в этом году. Рада, что случилось это в год 75-летия Сталинградской Победы. Вот такие неслучайные случайности.

* * *

Режиссер – мужская профессия, тяжелая и очень трудная. Женщине сложно быть режиссером. Я даже себя иногда спрашиваю, а кем бы хотела стать, если бы был выбор.

С детских лет, конечно, хотела быть актрисой. В какой-то момент всерьез думала о медицине, и обязательно только хирургом. С одноклассницей даже прооперировали под наркозом лягушку, которая к нашему удивлению после ожила и ускакала в неизвестном направлении. Потом появилась идея о профессии следователя. В итоге – поступила на режиссерский, решив, что актрисе надо роли ждать, как милости, а уж самой себе я буду давать только главные роли. В результате играю очень редко, только когда приходится заменить заболевшего. Ведь все роли я знаю наизусть.

* * *

Театр дисциплинирует. Надо учить роль, надо понять суть характера персонажа. Надо приходить на репетиции. Нельзя подвести товарищей. За два месяца до премьеры, а, может, и раньше, начинается мандраж: как всё сложится, молишься, чтобы никто не заболел. Но случается всякое. Это жизнь! Театр – это бесконечный стресс, наградой за который становится эмоциональная отзывчивость зрителей. Тогда понимаешь, что все было не напрасно. Театр – самый сложный из всех видов искусств, потому что в нём – всё! Нашим актерам очень трудно, они ходят на репетиции, как на работу. Иначе ничего не получится.

Я люблю все свои спектакли. Мне не стыдно ни за один из них. Я не возьмусь за пьесу, если душа не лежит к ней. Нравится жанр трагикомедии, когда и смех, и слезы – рядом. Пьеса должна быть, как оголенный нерв, тогда ты выходишь из зала наполненный мыслями, чувствами, эмоциями. Хочу, чтобы в зрительских душах и сердцах произошла революция.

* * *

Я очень дорожу мнением зрителей. Как-то разговаривала с коллегой, которая переехала жить в Камышин. По роду своей нынешней деятельности она работает с инвалидами и часто бывает с ними на показах спектаклей в Камышинском драматическом театре. Делится впечатлениями: не трогает игра актеров, все ровно и гладко. никто себя на сцене не растрачивает. Вот и у зрителя в ответ – та же реакция: «светит, да не греет». А ведь играют – профессионалы! У нас же, в народном театре, говорит, всё по-настоящему. Смотришь и веришь (в этом месте Галина смеется: «прям по Станиславскому»).

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19