24.07.2017 14:40 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 56 от  22.07.2017 г.

ЖКХ нужна модернизация

Автор: Подготовил Владимир ПОЛТАВСКИЙ.

Общая задолженность  за услуги ЖКХ  в России сейчас составляет 1,34 триллиона рублей, сообщает издание «Комсомольская правда» со ссылкой на главу министерства строительства и ЖКХ Михаила Меня. Из них на граждан приходится меньше половины этой суммы — 645 миллиардов. Еще осенью 2016 года Минстрой называл меньшую сумму общего долга — 1 трлн 86 миллионов рублей.

Долги растут. При этом, по словам министра, граждане все-таки платят за ЖКХ относительно аккуратно — должники составляют лишь 6% от населения. Большая часть долга — на сегодня 695 миллиардов — это долги юридических лиц. В том числе значительная их часть приходится на управляющие компании, которые с граждан деньги за воду, отопление и прочее собирают, а дальше, поставщикам этих услуг, не переводят.
Таким образом, идея посредника, который бы профессионально в интересах жильцов вёл взаимоотношения с поставщиками ресурсов, боролся за теплые батареи и напор воды в кранах, упав на почву российских реалий, желанных плодов не принесла. Многие УК в стране превратились в структуры полукриминальные, которые через различные схемы обкрадывали и потребителей, и поставщиков ресурсов. Поэтому на законодательном уровне уже несколько лет обсуждается вопрос возврата прямых расчётов с ресурсоснабжающими организациями, что в нашем родном Николаевске сделано уже давно.
Впрочем, как считают многие эксперты, проблема не в самой схеме с посредником в виде УК, а в том, что начисления платежей и расчёты всё ещё не прозрачны. Если модернизировать жилищно-коммунальную инфраструктуру и ввести единообразный учет потребления при помощи современных приборов, проблема исчезнет сама собой. Проще говоря, УК не будут иметь возможность влиять на денежные потоки. И начисление, и распределение платы будут осуществляться в автоматическом режиме.
Однако модернизация – дело очень затратное, ни государство, ни потребитель финансово к этому не готовы. Перефразируя строки классика русской басни, в заоблачных мечтах высокость хороша, но что в них проку, коль пуста казна. Процесс, конечно, будет идти, это неизбежно, но по времени дистанция сильно растянется.
Задумываются в Госдуме и над тем, что делать с неплательщиками-гражданами, коих и в нашем районе немало? Рассматриваются варианты от безобидного и малоэффективного ограничения на выезд за пределы страны (ибо большинство должников ЖКХ вряд ли имеют деньги на такие поездки), до радикального отъема единственного жилья. Впрочем, первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин успокоил россиян: «На отобрание единственной квартиры мы никогда не пойдем».
Верится с трудом. Про повышение пенсионного возраста мы тоже слышали нечто подобное, а теперь и этому неполярному шагу нашлись оправдания.
В заключение отмечу, что подавляющее большинство граждан законодательные инициативы в сфере ЖКХ мало интересуют. Лишь бы от этого не страдало качество услуг: в кране текла вода, батареи грели, канализация не забивалась, в подъезде не пахло кошачьим туалетом.
Привычным, хотя и очень неприятным, видится и ежегодное повышение платы.
А вот удобство осуществления платежей для простых людей играет большую роль. Здесь ведь как в поликлинике: если уж требуется сдать кровь, то хочется, чтобы медсестра была вежлива и обходительна. При всём огромном негативе, что имела в прошлом Служба заказчика в Николаевске, она обладала одним бесспорным преимуществом – единым окном для приёма платы. Сегодня платежи раздроблены, и осуществить их в одном месте и в одно время не получится. Проблема бы для них казалась и легка, да воду тянет на себя НГКХ, банк требует процент, а связь квитанции разносит поздно. Да простят меня читатели, такой вот снова басенный мотив получился.
Вероятно, вопрос себя окончательно изживёт, когда к финалу доковыляет техническая модернизация коммунальной отрасли, о которой мы говорили выше, сменится ещё одно поколение местных жителей, и все потребители станут компьютерно грамотными, чтобы оплачивать услуги через интернет, не выходя из дома.
Многие николаевцы спрашивают, почему в районе затеяли очередную модернизацию городского коммунального предприятия. Причин несколько, но озвучим пока главную из них. В июле у НГКХ закончились договора аренды с городской администрацией на имущество коммунального комплекса. Заключить новые невозможно в силу недавних изменений в законах. Дело в том, что отдавать в аренду можно лишь то имущество, возраст которого не превышает 5 лет, если старше – только в концессию. Логика в этом простая. Аренда не предполагает инвестиций, которые новому оборудованию и сетям и не требуются. А вот изношенному имуществу вложения остро необходимы, к чему и обязывает концессия. Соответственно, отдать имущество в концессию предприятию, имеющему большие долги, нельзя, поскольку инвестировать оно ничего не сможет. Частный концессионер, который «наклёвывался» по нашему району в конце прошлого года, в итоге от своей затеи отказался. Поэтому сегодня создаются новые, уже муниципальные предприятия, которые смогут и на субсидии претендовать, и компенсации за выпадающие доходы из бюджета получать, и кредитоваться в случае необходимости.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19