Меню
16+

«Заволжье». Николаевская общественно-политическая газета. Основана в 1918 году

29.07.2019 13:43 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 57 от 27.07.2019 г.

Челом бьём…

Автор: Владимир ПОЛТАВСКИЙ.

В последние годы в нашей стране регулярно проводятся прямые линии с Президентом, в ходе которых любой житель может задать свой вопрос.

Глядя на то, как одним лишь движением брови национального лидера решаются проблемы самых разных масштабов сложности, у людей невольно возникает желание повторить это волшебство применительно к своим личным бедам, коих у каждого наберётся добрая сотня. Благо способов сделать это в наше компьютерное время великое множество. Хочешь – звони, пиши смс, хочешь — электронное письмо отправляй или снимай видеоролик. Данный формат общения с главой государства существует с 2001 года, тогда поступило около 400 тысяч вопросов. Последняя «линия» собрала более 2 млн. звонков и писем. Судя по тому, что в России существует целое Управление по работе с обращениями к Президенту, желающих писать челобитные вне рамок телешоу тоже не меньше. Но все ли обращения действительно обоснованны и являются последней возможностью восстановить справедливость или добиться результата? Об этом наш сегодняшний разговор.

Сразу отмечу, мы не хотим никого отговорить от поиска справедливости, не покушаемся на демократические свободы и принципы. Мы лишь хотим донести до читателя одну простую мысль: жаловаться или обращаться с просьбами в различные инстанции нужно уметь правильно, подходить к вопросу взвешенно, вдумчиво, быть объективными.

Для начала определитесь, всё ли вы сделали, что в ваших силах, для решения проблемы? Или даже так: сделали ли вы хоть что-то?

«Бес» попутал

Года четыре или пять назад в нашем районе произошла забавная и одновременно поучительная история. В тот сезон случился неурожай сена. Некий фермер одного из прибрежных сёл, у которого личных сенокосов не имелось, но стадо буренок на довольствии состояло приличное, дошёл до отчаянного положения. Накосить на пустырях да по обочинам дорог на зиму сена не удалось. С предложениями о продаже тоже никто не обращался. Оставалось вечерами под тарелку с борщом клясть равнодушную власть, которая в его проблемы не вникает и с помощью к порогу не спешит.

В один из таких вечеров на пике возмущения по совету супруги накатал фермер жалобу на президентский сайт, мол, власть на всех углах говорит о необходимости развития молочного животноводства, а в реальности — один пшик, поддержать отечественного производителя никто не хочет.

Письмо это с директивой сверху «разобраться и доложить» потекло бюрократическими ручейками обратно к истоку, то есть сначала в региональные инстанции, а затем на места. А поскольку у каждого чиновника всяких писем, запросов, проектов постановлений, протоколов заседаний и т.д. на столе, что блох на бродячем кобеле, процесс их рассмотрения и дальнейшего продвижения часто бывает долгим.

Тем временем фермер, поостыв, решил-таки обратиться со своей бедой в районный сельхозотдел. Там связались с руководством агрофирмы «Восток», и вопрос быстро решился. Фермер по сходной цене приобрёл необходимое количество сена на зиму, и бурёнки были спасены.

Сельскохозяйственный сезон, между тем, плавно подошёл к концу, и настало время чествовать грамотами и подарками передовиков и низко кланяться всем, кто занимается молочным животноводством, ибо дело это в наше время не так чтобы сильно прибыльное. Как вы уже догадались, среди награжденных оказался и наш фермер.

Где-то через неделю после того, как отгремели торжества в честь славных тружеников земли, в район наконец доковыляла жалоба с президентского сайта. В сельхозотделе депешу прочли с удивлением: отзывчивость проявили, фермеру помогли, какие претензии? Простого звонка о том, что проблема давно решена, областным инстанциям оказалось недостаточно, чиновники затребовали от муниципалитета документ. Пришлось приглашать смутьяна, чтобы тот собственноручно написал объяснительную и от жалобы отрёкся. Герой нашего повествования с извинениями, мол, бес (то бишь супруга) попутал, нужную бумагу написал. Инцидент исчерпан, все счастливы — занавес.

Вывод: личные проблемы порой ошибочно кажутся нам громадными, между тем выеденного яйца не стоят, нужно лишь оторвать известное место от дивана и предпринять хотя бы минимум усилий для их решения. И ещё, президент должен быть последней, а не первой инстанцией в решении ваших вопросов, тогда очередь до гаранта Конституции, призванного по долгу службы решать более масштабные задачи, скорее всего, не дойдёт.

Кстати, в редакции газет тоже люди часто обращаются с жалобой на бездействие неких служб или органов, при этом не обратившись предварительно в сами эти органы и службы. Это всё равно что обвинять в халатности врача, к которому ты не ходил на приём. Кстати, и такие случаи в нашем районе тоже были. Местными жителями озвучивались претензии к людям в белых халатах, но при ближайшем рассмотрении оказывалось, что заявители опирались в своих обвинениях на блуждающие по языкам слухи или рассказы соседа по скамейке в больничном коридоре, а сами к медикам не обращались вовсе. Опять же, мы не защищаем больницу и врачей, там бесконечно много проблем и поводов для критики, а лишь продолжаем гнуть свою линию о взвешенности и объективности жалоб и обращений.

«Синица» или «журавль»

Несовершенной человеческой природе свойственно обострённое чувство равенства. Коли уж каждый из нас о двух руках и ногах, то и в социально-экономическом плане различий быть не должно, считают многие. Хочется, чтобы не только жители областного центра, но и Нового Быта имели под боком авиагавань и могли прямым рейсом добираться самолётом, скажем, в курортную Анапу или Геленджик. Чтобы на шопинг в соседний Камышин можно было съездить на собственном авто по бетонной тверди моста через Волгу, а не скакать по волнам в лодке с бесноватым рулевым под его скабрезные шутки. Хочется иметь под боком автосалоны, аквапарки, аттракционы, театры и кинозалы 5D.

Однако реальными жизненными процессами правят, увы, не наши личные желания, и даже не библейские заветы, а суровые законы рыночной экономики, где на первом месте эффективность и прибыльность, которые в свою очередь напрямую зависят от количества потребителей товара или услуги, их платёжеспособности и ряда других факторов. А если так, то необходимо трезво оценивать перспективы строительства того или иного объекта, грамотно ставить перед властью приоритетные задачи и вопросы.

А в этом у нас, как показывает практика, не всегда наблюдается понимание и ясность. Вот и недавняя встреча с общественностью города Николаевска, где обсуждался паспорт социально-экономического развития нашего райцентра, наглядно показал, что местные жители куда охотнее мечтают о масштабных проектах с вероятностью реализации в сотые доли процента, чем думают о насущном – стареющих коммунальных системах, плохом качестве питьевой воды, ремонте дорог, строительстве новых спортивных площадок, благоустройстве и т.д. Между синицей в руках и журавлём в небе мы упорно выбираем последнего. Оттого едва ли не главной проблемой района многим видится отсутствие моста через Волгу. Кстати, этот вопрос часто задаётся и на встречах в сельских поселениях. Идти по жизни с мечтательным взором, устремленным за горизонт, конечно, никому не запрещается, но давайте реально оценим такую перспективу…

О мостах

Ширина Волги в окрестностях Николаевска составляет около 5 километров, с учётом подъездной части длина моста должна составлять не меньше 7 километров. Для сравнения уместно вспомнить «танцующий» мост в Волгограде, первую очередь которого сдали в октябре 2009 года. К слову, его строительство было начато ещё в 1996 году, затем из-за недостатка финансирования несколько раз прерывалось, пока в 2004 году данный проект не вошел в программу “Федеральные дороги 2002-2010”, где он числился в списке еще 17-ти таких же долгостроев. Федеральные средства заметно оживили стройку, и через пять лет мост ввели в эксплуатацию. Таким образом первую очередь моста протяженностью 7,1 км строили 13 лет, и это притом, что данное сооружение призвано ни много ни мало разгрузить дороги федерального значения, транспортные магистрали города Волгограда и обеспечить выход на республики Средней Азии с прицелом на Китай, создать новый транспортный коридор «Восток—Запад», Волго-Донской маршрут и способствовать решению крупных транспортных проблем Волгоградской области и Южного федерального округа в целом. Такие серьёзные и масштабные задачи должен решить проект, полностью завершить который планируется только к 2024 году, ведь всё строительство разбито на четыре очереди. Общая протяженность объектов составит 34,6 километра.

Второй пусковой комплекс должен быть завершен в текущем году — это мост через Ахтубу, транспортные развязки Краснослободск — Средняя Ахтуба и Средняя Ахтуба — Волжский. В общей сложности 6,5 километра дорог стоимостью 14 миллиардов рублей.

Строительство третьего пускового комплекса протяженностью 13 километров стартует в 2020 году. Он соединит два моста через реки Волгу и Ахтубу. Стоимость проекта составляет 9 миллиардов рублей. Четвертой очередью мостового перехода станет 8-километровая дорога, которая соединит мост через Волгу с московской трассой.

Завершение объекта включено в перечень крупных проектов с госучастием, финансируемых в рамках федеральных целевых программ. Соответствующее распоряжение подписал в феврале этого года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Средства будут выделены из Фонда национального благосостояния.

К слову…

Надо признать, что команда нашего губернатора Андрея Ивановича Бочарова за решение проблемы плохих дорог в регионе с первых дней взялась серьёзно и основательно. Волгоградская область одной из первых вошла в программу «Безопасные и качественные дороги». В течение пяти лет ремонтными работами было охвачено 1600 километров дорожной системы, мосты, развязки. Дороги областного центра стали просто европейского уровня.

Как и было обещано, после благополучного завершения чемпионата мира по футболу в порядок начали приводить и региональные трассы. В Быковском районе отремонтирован участок магистрали в 20 км. Кто часто ездит в Волгоград, уже смогли оценить высокое качество выполненных работ.

Буквально на днях в ходе защиты паспорта социально-экономического развития Николаевского района заместитель губернатора А.И. Блошкин озвучил информацию о том, что на подписи в федеральном ведомстве находятся документы о передачи заволжской трассы на федеральный уровень. Решение может быть принято уже к концу этого года, что позволит за 2-3 года привести её в нормативное состояние.

А ещё в планах региональной власти строительство объездной дороги вокруг Волгограда в три этапа – тоже очень масштабный и затратный проект. Новая дорога расширит потенциал действующей на юге страны дорожной сети, отмечают эксперты, повысит эффективность транспортного коридора «Север-Юг», расширит логистические связи регионов России со странами Каспийского бассейна и республиками Закавказья. Всё это стало возможным благодаря доверию и поддержке главе региона со стороны федерального центра и умению Бочарова притягивать в область деньги, используя возможности различных государственных программ, в которых до 2014 года мы либо не участвовали, либо заявлялись эпизодически.

Иллюзии и перспективы

Но вернёмся к нашей основной теме. Очевидно, что подвести столь же весомое экономическое обоснование под строительство моста между Николаевском и Камышином невозможно. Соединить две трассы регионального значения и два не самых крупных города области, потратив из федерального бюджета 12 млрд рублей, если ориентироваться на стоимость аналогичного по протяженности моста в Волгограде – это не самое разумное вложение огромных бюджетных средств. Не будем лукавить, в стране есть сотни городов и транспортных узлов, где проблемы куда острее наших.

Другое дело, мост через реку Еруслан: вдвое короче залив, следовательно, вдвое меньше затрат, выше значимость и целесообразность. Транзитный большегрузный транспорт, который сегодня простаивает в очередях на паромах или делает огромный крюк через Палласовку, мог бы получить прямой выход на Саратов, Самару, Казань, Пермь, к городам Урала и Сибири. Через мосты Саратова появляется возможность следовать в крупные города правобережья – Ульяновск, Нижний Новгород, а также на Воронеж, Тамбов, Пензу, Саранск и другие. У сельхозпроизводителей Заволжья расширяются возможности для реализации своей продукции, открываются перспективы развития придорожного бизнеса и т.д.

Реальность строительства в обозримом будущем моста через Еруслан подтверждали и областные специалисты, когда семь лет назад 30 июля ещё прежний губернатор совершал поездку по заволжским районам. Для переправки на старополтавский берег для главы региона пригнали паром, который в сезоне 2012 года до этого не ходил здесь вовсе. Чтобы не делать круг в объезд водной преграды, «хвостиком» прицепились к Боженову тогда и мы, представители местных СМИ. Наслаждаясь прекрасными видами с борта «Окского-4», мы и подслушали краем уха, что перспектива у данного объекта просматривается.

Что же касается транспортного сообщения с Камышином, здесь разумнее добиваться возобновления рейсов более комфортных и безопасных речных судов. Что, собственно, и делается.

Лох подкрался незаметно

Ещё пример из обращений николаевцев в высшие органы власти – это требование построить дорогу с твёрдым покрытием к животноводческим точкам на острове, что расположен между Политотдельским и Бережновкой. Не сильно ошибусь, если скажу, что для этого нужно миллионов 300, даже если укладывать полотно самой низкой четвертой категории, стоимость километра составит не меньше 15 млн рублей. Реальна ли такая перспектива? Конечно, нет. Даже в райцентре, где интенсивность движения по улицам в разы выше, не все дороги имеют твёрдое покрытие. Есть куда вложить такие средства и в сёлах.

А вот актуальную проблему зарастания острова колючим лохом почему-то никто не поднимает. Непролазные дебри ограничивают возможности выпаса животных, мешают профессиональным рыбакам и любителям тихой охоты, отдыхающим. Пойменная Мента в нашем скупом на живописные пейзажи Заволжье – едва ли не единственное место, где можно провести выходные с семьей на лоне природы у воды. Точнее, была таким местом…

Лох подступает уже и к сёлам. Низина у села Политотдельского, где в конце 80-х школьниками на военно-полевых сборах мы отрабатывали действия по команде «вспышка справа», падая лицом в ароматные степные травы, сегодня похожа на джунгли. Неслучайно бьёт тревогу местный глава И.Н. Толочек, подавая заявку на финансирование проекта по направлению «Сохранение и восстановление природных ландшафтов…». Убеждён, что эту работу давно пора начинать, иначе потом придется спасать Менту, как спасают сегодня Волго-Ахтубинскую пойму.

В погоне за лосем

И ещё один момент хотелось бы затронуть. Случаи задержки с ответами чиновников на обращения граждан не так уж редки. По большей части вина за это лежит не на каком-то отдельном индивиде, а на системе в целом.

Бюрократия сегодня в нашей стране запредельная. Не буду далеко ходить за примером. Автор этих строк — не директор федерального департамента или регионального комитета, даже не начальник отдела в районной администрации, а всего лишь руководитель очень маленького муниципального учреждения с коллективом из десятка работников. Однажды я сфотографировал свой рабочий стол после поездки в Волгоград на совещание. За один только день мне пришло 13 писем из различных инстанций с просьбами опубликовать, сообщить, отчитаться и т.д. Чтобы их просто прочитать и определиться, что делать в каждом случае, требуется уйма времени, которого так не хватает для исполнения своей главной обязанности – делать качественную газету, писать хорошие, нужные людям статьи. Думаю, то же самое могут сказать медики, которые на оформление пациента тратят времени едва ли не больше, чем на его лечение, педагоги и воспитатели детсадов, что ради яркого портфолио готовы участвовать в любых мероприятиях, конкурсах, семинарах, вебинарах, методических объединениях, фотографировать каждый чих детей, готовить презентации, видеоролики, строчить отчёты по антитеррору, пожарной безопасности, в общем делать то, что к реальному образованию и воспитанию, на мой взгляд, имеет весьма опосредованное отношение. А куда деваться, если размер зарплаты от этого зависит напрямую?

Формализуется и заорганизовывается буквально всё до мелочей. Это всеобщее безумие, помешательство государственного масштаба.

Доходит до смешного. Один мой знакомый давно работает бригадиром нефтяников на Севере. Каких-нибудь десять лет назад он вёл три журнала по разным направлениям техники безопасности, в последние годы вёл тринадцать.

Но это – полбеды. Места, где в тайге располагаются скважины, называют «кустами» с определенным номером. Если раньше экологические требования касались недопущения разлива на «кусту» нефтепродуктов и прочих вредных жидкостей и материалов, что обоснованно и понятно каждому кто знаком с проблемами экологии, то нынче дело уже дошло до справления естественных нужд работников. Ходить с этим делом в тайгу строго запрещено. Туалеты должны быть снабжены специальной емкостью, опорожнять которую, объезжая «кусты» по графику, должна специальная машина. Возможно, я далёк от глубокого понимания проблем экологии, но это ведь явный перебор с требованиями. Вахтовики – народ с юмором, шутят, что скоро их обяжут каждому лосю в тайге под хвост пакет подвязывать и периодически менять.

Чиновники тоже люди

Отхлестать власти за нерасторопность и равнодушие, желающих у нас — пруд пруди. Интернет пестрит советами и правилами, как общаться с чиновниками. Одно из них я даже скопировал – «не давайте чиновнику скучать, больше творчества, энергии, воли к победе». И другие советы в таком же духе, мол, пишите, пишите и пишите жалобы… Словно главная цель этого процесса не решение насущных проблем, а стёб над конечным адресатом, прикольное развлечение.

Между тем дело зачастую не в низких моральных качествах слуг народа, а в том, что львиную доли их рабочего времени отнимает бумаготворчество. И в этом отчасти виноваты и мы с вами, подкидывая им пустую работёнку в виде ответа на энное по счету письмо с заведомо фантастичными предложениями или необоснованными требованиями. Чтобы подготовить содержательный ответ, включающий ссылки на нормативно-правовую базу, нужно порой убить кучу времени, так необходимого для реальной работы «на земле».

Ещё раз отметим, что этой статьей мы не покушаемся на демократические свободы и принципы, не отговариваем никого от поиска справедливости. У каждого гражданина есть законодательно закреплённое право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к конкретным чиновникам, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленные сроки. Но злоупотреблять этим правом без веской причины вряд ли стоит.

Люди во власти тоже достойны уважения, хотя бы потому, что в силу ограниченных финансовых возможностей стараются организовать нашу жизнь, внести порядок в окружающую действительность.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

9